Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 город Кизилюрт Утверждено приказом № ___ от ________20___ г. Директор МБОУ СОШ № 4 ___________ Ибрагимова Р.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - исследователь» (34 часа) Возраст учащихся 7 класс Составитель: Гимбатова А.А. учитель биологии 2023-2024 уч. год 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный эколог» Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации. Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности: Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; развитие мотивации к получению новых знаний; ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям; коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: Понимать смысл биологических терминов; Знать сущность биологических процессов: Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека; выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека; формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха; оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболевания; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 2. Содержание курса «Юный эколог» I. Введение - 2часа. Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки. II. Природные комплексы нашей местности – 10 часов. Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности. Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь! Практические работы: 1.Экологическое исследование школьной территории. 2. Где живут эти организмы? 3. Игра» Угроза живому на Земле». III. Среда обитания человека - 4часа. Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины. IV. Пища, которую мы едим - 2часа. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм. V. Дом, в котором мы живем - 3часа. Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Игра «Поле чудес». VI .Здоровье человека- основа жизни - 6часов. Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование) . Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье. VII. Отходы, как источник загрязнения окружающей среды - 7 часов. Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения « Город в котором я живу». Резерв – 1 час. 3. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем 1 Всего часов Теория Введение 2 Понятие об экологии, как 1 Лекция Экологические науки 1 Лекция Природные комплексы 10 Практические занятия науки о взаимосвязанных живых организмах. 2 нашей местности. 3 Природный комплекс - лес. 1 (Задания для проектов) 4 Природный комплекс - лес. Искусственные сообщества Экскурсия презентации 1 Практическая работа Эксперимент 1 1 Беседа. Проращивание семян Практическая растений (Задания для проектов) 5 Компьютерные растений и животных работа 6 Экологическое исследование 1 школьной территории 7 Где живут эти организмы? Практическая Выпуск газет. работа Защита проектов 1 Луга, болота, реки 8 Природа и человек 1 Викторина 9 Экологические проблемы 1 Беседа человеческой деятельности 10 Влияние загрязнѐнности 1 Лабораторная работа 1 Пресс-конференция 1 Эксперимент 2 воды на семена и растения 11 Охрана природных комплексов 12 Проращивание различных семян 13 Среда обитания человека 4 Воздух, которым мы дышим 1 Лекция Практическая раб. Практическая «Определение загряз- работа нѐнности воздуха школьных помещений 14 Вода, которую мы пьѐм. 1 15 Круговорот воды в природе 1 16 Ток воды в побегах и листьях 1 наземных растений. Беседа Игра Практическое занятие Определение скорости всасывания растениями воды из колбы 17 Пища, которую мы едим 2 Что нужно знать, когда 1 Устный журнал покупать продукты и готовишь пищу 18 Изучение состава питания Практическая работа 1 продуктов (по этикетам). Расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм 19 Дом, в котором мы живем 3 Материалы, из которых 1 сделаны дома, мебель, покрытия 20 Вопросы экологии в 1 современных квартирах Лекция с Проект элементами «Экологическое беседы состояние домов» Беседа Проект «Экологическое состояние квартир» 21 Наблюдение фототропизма 1 растений Здоровье человека - основа 6 жизни 22 Достаточно ли знаю о курение и алкоголе 1 Анкетирование. Выпуск бюллетеней 23 Конкурс рисунков «Вредным 1 Выставка рисунков 1 Выступления уч-ся привычкам – нет!» 24 Суд над наркотиками презентации 25 Неожиданные встречи с 1 Беседа ядами 26 Оказание первой помощи Практическая работа 1 при отравлениях. 27 Компьютер и здоровье. 1 Отходы, как источник 7 Беседарассуждение Презентации загрязнения окружающей среды 28 Что ты знаешь о бытовых 1 Анкетирование. Результаты отходах? 29 Куда девать мусор 1 Групповые проекты 30 «Свалка» 1 Игра 31 «Жалобы старых вещей» 1 Конкурс презентаций «Творчество из отходов». Репортаж со свалки. 1 33 Промежуточная аттестация. 1 Творческий проект Защита проекта 34 Очистим мир от мусора 1 Экологический Фото отчет десант Трудовой десант 32 35 Фото отчѐт Выставка поделок. Экскурсия Резерв 1 ИТОГО 35 Промежуточная аттестация проводится в виде Творческого проекта.