ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины общественнополитического, экономического и духовного развития общества. Программа «Трудные вопросы обществознания» разработана в соответствии с задачами модернизации образования. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными компетенциями. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении обществознания, альтернативные подходы к оценке проблем современного российского и мирового сообщества, прогнозирование социальных событий и явлений, неоднозначные оценки общественных событий. Знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, как гражданина и патриота. Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач: - Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений современного общества, а также причин их неоднозначности их восприятия обществом, общественными науками. - Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности. - Воспитывать гуманизм, гражданскую ответственность, уважительное отношение к обществу, государству, закону. Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над элективным курсом: - находить, систематизировать и анализировать информацию - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий и явлений социально-политического, экономического и духовного развития общества - определять и аргументированно представлять собственное отношение к трудным и дискуссионным проблемам обществознания Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Трудны вопросы обществознания» 11 класс 34 часа № 1 Тема Человек среди людей. Количество часов 6 часов Человек. Индивид. Личность. Концепция личности. Личность и общение. Проблемы социализации человека. Проблемы и противоречия в поведении человека. Умеем ли мы общаться друг с другом. 2 Социальная сфера общества. 4 часа Деятельность в жизни человека и общества. Социальные конфликты. Образование как фактор социализации. Природные основы жизни общества. 3 Политическая сфера общества. 7 часов Политическая жизнь современного общества. Политика. Государство. Всеобщая декларация прав человека. «Имею права». Гражданское общество. Местное самоуправление. Политическая культура. 4 Человек в системе экономических отношений. Экономика. Экономические отношения. Социальная экономика. Глобальные проблемы человечества. 5 часов Международная интеграция. Основы предпринимательства. 5 Мораль и право как регуляторы жизни общества. 7 часов Личность и мораль. Право как регулятор жизни общества. Юридическая ответственность. Правовая культура. История развития права. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Международное гуманитарное право. 6 Проблемы культуры в жизни современного общества. 3 часа Лики культуры. Образование как фактор социализации человека. Религия в жизни общества. Итоговое повторение. «Круглый стол». 2 часа Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 11 класс 34 часа № Основные понятия 1 Человек среди людей Социум, общение 2 3 Концепция личности Личность и общение Индивид. Личность Референтная группа 4 Проблема социализации человека Проблемы и противоречия в поведении человека Умеем ли мы общаться друг с другом Деятельность в жизни человека и общества Социальные конфликты Адаптация, конформизм Формы работы на уроке Беседа, лекция Лекция Обмен мнениями сообщения Толерантность Дискуссия Психлолгич.практикум Алгоритм деятельности Ролевая игра Поиск материалов Лекция Как выйти из конфликта Беседа «Новая школа» Работа с документом Составление схемы Работа с периодикой Лекция 14 Образование как фактор социализации Природные основы жизни общества Политическая жизнь современного общества Гражданин. Государство. Всеобщая декларация прав человека «Имею права» Конституция Работа с документом Дискуссия 15 Гражданское общество Самоуправление Лекция 16 17 Политическая культура Местное самоуправление Человек в системе экономических отношений Социальная экономика Глобальные проблемы человечества Международная интеграция Основы предпринимательства Личность и мораль Право как регулятор жизни общества Типы культуры Субъекты федерации Лекция Сообщения Типы экон.систем Составление таблицы Социальное гос-во Глобализация Сообщения Мозговой штурм Составление схемы Лекция Тема 5 6 7 8 9 10 11 12 13 18 19 20 21 22 23 24 Биосоциальное в чел-ке Партии, движения Гражданственность Естественные права ТНК Бизнес, коммерция Нравств.императив Иерархия правовых норм Беседа Обмен мнениями Дом.задание Сост. Схему Ответить на вопрос Ответить на вопрос Заполнить схему Подборка материал Ответить на вопрос Составить тезисы Заполнить таблицу Подборка материал Ответить на вопрос Подборка материал Юридическая ответственность Правовая культура История развития права Права ребенка. Конвенция о правах ребенка Международное гуманитарное право Лики культуры Средства массовой коммуникации и культура Религия в жизни общества «Круглый стол» 25 26 27 28 29 30 31 32 3334 Виды юр.ответственности Правопорядок,законность Римское право Конвенция – закон Работа с документом Лекция Лекция Работа с документом Комбатанты,некомбатанты Ролевая игра Подборка материал Цивилизация Сообщения Интернет Мозговой Подборка штурм материал Конфессия,свобода совест Сообщения Литература: 1. Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2022. обществознание. Тематические тренировочные задания. – М.: 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Эксмо, 2022. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, №1, 2012. Бойко А.П. Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 2012. ЕГЭ. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Сост. Е.Л.Рутковская, О.В. Кишенкова и др. – М.: Эксмо, 2013. Клименко А.В., Румынина В.В.Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. классов и поступающих в вузы. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. Котова О.А., Лискова Т.И. Задания – задачи по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №3, 2012. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ-2012: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2012. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2010. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2013.