Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование уроков родного (кумыкского) языка. 1 класс – 1 час в неделю 34 ч. Планирование составлено на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций. « Букварь» 1 класс. Автор: Сайитов А.М. (Москва Санкт – Петербург «Просвещение» 2019 г) « Къумукъ тил» 1 класс. Автор: Н.Э.Гаджиахмедов (Москва Санкт – Петербург «Просвещение» 2018г) Рабочая программа по кумыкскому языку разработана в соответствии с требованиями Регионального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение курса кумыкского языка направлено на достижение следующей основной цели - развитие школьника как личности , полноценно владеющей устной и письменной речью. Правописание новых букв –21ч. Язык и разговорная речь. –1ч. Текст и предложения. –5ч. Слова и слоги. –1ч. Звуки и буквы. – 5ч. Контрольный диктант –1ч. Задачи обучения родному языку в 1классе разнообразны и тесно взаимосвязаны: овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, морфемы; формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса школьника; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь. Рабочая программа по кумыкскому языку для 1 класса № Тема урока К-во часов Элементы содержания цели, задачи Требования к уровню подготовленности обуч-ся Элементы допол. содержания 1 Строчная и заглавная буква А, а, О,о 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Писать буквы А,а, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи 2 Строчные и заглавные буквы И,и, ы, У,у. 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Писать буквы и, ы, в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Работа по прописи 3 Строчные и заглавные буквы 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ Заглавная буква в именах собственных. Писать буквы Н, н, Ш,ш в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи, Н ,н Ш ,ш Т,т Списывание слогов и слов Развитие зрительной памяти детей. Научить правильно списывать слоги и слова с книги 4 Строчные и заглавные буквы Й ,й К, к Контрольное списывание 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. по книге Уметь внимательно безошибочно списывать слоги и слова Писать буквы Й,й К,к в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слого- Работа по прописи и предложений Да та Развитие зрительной памяти детей звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Правильно списать текст 5 Строчная и заглавная буква 1 Къ, къ Составление слов из слогов Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить связывать слоги и составлять слова Писать буквы Къ, къ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи и у доски Уметь правильно составлять слова 6 Строчные и заглавные буквы 1 Э,эЕ,е Закрепление изученных букв Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Письмо слов и предложений с изученными буквами Писать буквы Э, э, Е, е в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи и на доске Писать слоги, слова с новой буквой используя приѐм комментирования 7 Строчные и заглавные буквы Л , л М, м С,с. Словарная работа 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить правильно писать слова под диктовку Писать буквы С, с, Л, л в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Уметь слушать и правильно писать под диктовку Работа по прописи 8 Строчные и заглавные буквы Б, б, Р, р. 9 Строчная и заглавная буква 1 Уь , уь Составление из слогов слова Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить составлять из слогов слова изученными буквами под диктовку Писать буквы Уь, уь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи и на доске Умение составлять слова из слогов 10 Строчные и заглавные буквы 1 Ю, ю Г , г Письмо слов под диктовку Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи и у доски Умение составлять предложения из слов 11 Строчная буква гъ Составление из слов предложения 12 Строчная и заглавная буква З, з Словарный диктант 1 Сравнение печатной и письменной буквы. Слого-звуковой анализ. Слов со звуком [гъ]. Правильное письмо слогов и слов с буквой гъ. Уметь составлять предложения со смыслом Научить связывать слова и составлять предложения Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Писать буквы З, з в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слого- Работа по прописи и по картинкам звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Правильно правильно писать слова под диктовку. 13 Строчная и заглавная буква 1 Гь , гь Контрольное списывание Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Развитие зрительной памяти детей Писать буквы Гь, гь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи. Письмо предложений Правильно списать текст 14 Строчная буква 1 нг. Строчная и заглавная буква Правильное письмо слогов и слов с буквой нг. Умение составлять предложения из слов Работа по прописи и на доске Научить писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку Письмо слов под диктовку 15 Сравнение печатной и письменной буквы. Слого-звуковой анализ. Слов со звуком [нг]. 1 Д , д. Списывание текста. Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Проверить знания у учащихся Писать буквы Д, д в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи Умение писать правильно под диктовку 15 Строчная и заглавная буква Оь , оь 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в Писать буквы Оь, оь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по Работа по прописи Словарная работа именах собственных. Научить правильно писать слова под диктовку высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Уметь слушать и правильно писать под диктовку 17 Строчные и заглавные буквы 1 Ё,ѐЯ,я Письмо слов и предложений с изученными буквами Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку Писать буквы Ё, ѐ, Я, я в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи Словарная работа Умение составлять предложения из слов 18 Строчная и заглавная буква 1 В, в П,п Контрольное списывание Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Развитие зрительной памяти детей Писать буквы В, в П,п в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Работа по прописи. Письмо предложений Правильно списать текст 19 Строчные и заглавные буквы Ч , ч Ж ,ж Закрепление написания изученных букв. 1 Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Письмо слов и предложений с изученными буквами Писать буквы Ч, ч Ж,ж в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Писать слоги, слова с буквами используя приѐм комментирования Работа по прописи 20 Строчные и заглавные буквы 1 Х , х Ф , ф Ц, ц Письмо предложений под диктовку Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Заглавная буква в именах собственных. Научить писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку Писать буквы Х, х Ф, ф Ц, ц в соответствии с Работа по прописи образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Умение составлять предложения из слов 21 Строчные буквы 1 ъ,ь Закрепление правописание букв къ , гь , гъ , нг , оь , уь. Сравнение строчной и заглавной буквы. Сравнение печатной и письменной буквы. Слогозвуковой анализ. Письмо слов и предложений с изученными буквами Писать буквы ъ, ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Выполнять слогозвуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Работа по прописи. Самостоятельная работа. Писать слоги, слова с буквами используя приѐм комментирования 22 Язык и разговорная речь. 1 Научить составлять предложения по картинке Умение составлять предложения по картине Работа на доске 1 Дать понятие о предложениях и тестов. Умение составлять предложения из слов и умение писать их правильно под диктовку Работа на доске и в тетрадях. Тил ва сѐйлев. 23 Текст и предложение. Письмо предложений под диктовку 24 Диалог. Слово. Диалог. Сѐз. Научить писать слова и предложения с изученными буквами под диктовку 1 Объяснить детям , что такое слово и что такое диалог. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет еѐ вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Составлять по рисункам диалог и монолог. 25 Слова, обозначающие предмет. 1 Дать понятие детям, что слова отвечающие на вопрос кто? что? обозначает предмет 1 Дать понятие детям , что слова отвечающие на вопрос какой? обозначает признак предмета 1 1 Предметни атларын англатагъан сѐзлер 26 Слова, обозначающие признак предмета. Уметь выписать слова в два столбика Самостоятельная работа. Уметь находить слова, отвечающие на вопрос какой? Работа на доске Дать понятие детям, что, слова отвечающие на вопрос что делает? обозначает действие предмета Уметь найти в предложении слова, отвечающие на вопрос, что делает? Самостоятельная работа. Объяснить детям , что такое слово. Должны знать и уметь правильно делить слова на слоги Работа с книгами Научить различать звуки и буквы. Уметь отделять буквы от звуков/ Ознакомить с гласными буквами Учить гласные буквы и обращать внимание на их произношение. Работа по карточкам Предметни белгисин англатагъан сѐзлер 27 Слова, обозначающие действия предмета. Предметни гьаракатын англатагъан сѐзлер 28 Слова и слоги. Сѐз ва бувун. 29 Звуки и буквы. Научить детей делить слова на слоги 1 Авазлар ва гьарплар. Уметь различать гласные буквы , которые даѐт два звука 30 Кумыкский алфавит. Къумукъ алфавит. 1 Ознакомить детей с алфавитом Уметь правильно использовать знания на практике Выучить алфавит Самостоятельная работа. 31 Гласные и согласные звуки. 1 Созукъ ва тутукъ авазлар. Познакомить с гласными и согласными буквами. Уметь правильно писать гласные и согласные буквы. Работа на доске Уметь из слогов составить слова. Научить отделять согласные буквы от гласных 32 Буквы «И» и «Й». 1 «И» ва «й» гьарплар. Научить, правильно писать слова с Уметь правильно писать слова с буквой Й под диктовку Буквами И, Й. Научить, правильно переносить слова с буквой Й 33 Контрольный диктант. 1 Проверить знания у учащихся Умение писать правильно под диктовку 34 Повторение пройденного материала 1 Закрепить полученные знания Вспомнить все правила, которые изучали Работа на доске