РП окружающий мир 3 класс

Рабочая учебная программа
по учебной дисциплине «Окружающий мир», 3 класс,68ч.
Пояснительная записка
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении
ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК А.А.Плешакова,сборника рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы.
Издательство «Просвещение» .Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
1. Для педагога:
 Учебник:А.А.Плешаков«Окружающий мир», 3 класс. В 2 ч.: Издательство «Просвещение», 2013 (Школа России).
 О.В.Казакова, Н.А.Сбоева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс, «Вако», 2011 г.
2. Для обучающихся:
 А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 3-й класс в 2 ч., М. « Просвещение », 2013 г.
 А.А.Плешаков. Проверим себя. 3-й класс, «Вита-Пресс»,2011 г.
 А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», М. «Просвещение», 2010 г.
 А.А.Плешаков. Тесты. Окружающий мир. 3-й класс, М. «Просвещение», 2010 г.
Изменения внесенные в текст программы, взятые за основу при написании
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Цели образовании:
 Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и
эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
 Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯПРОГРАММЫУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ОКРУЖАЮЩИЙМИР»
Вмладшемшкольномвозрастемногиепсихическиеиличностныеновообразованиянаходятсявстадиистановленияинеотражаютзаверш
ѐнныйэтапихразвития.
Этопроисходитиндивидуальновсоответствиисвозможностямиребѐнка,темпомегообучаемости,особенностямисоциальнойсреды,вко
торойонживѐт,поэтомувыделятьличностныеиметапредметныерезультатыобученияпоклассамнецелесообразно.Исходяизэтого,плани
руемыерезультатыосвоенияпрограммыучебногопредметаначинаютсясхарактеристикиобобщѐнныхдостиженийвстановленииличн
остныхиметапредметныхуменийнавыков,способовдействийикачествсубъектаучебнойдеятельности,которыемогутбытьсформированыумладшихшкольниковк концу

обучения
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммыучебногопредмета,представленныепогодамобучения,отражаютвосновномпредмет
ныедостиженияобучающегося,новключаюттакжеотдельныевозможныерезультатывобластистановленияличностныхиметапредме
тныхуменийнаэтомэтапеобученияТемсамымподчѐркивается,чтоформированиеличностныхрезультатовиуниверсальныхучебныхд
ействийпроисходитсредствамиучебногопредмета
Научнометодологическойосновойдляразработкитребованийк личностным,метапредметными предметнымрезультатамобучающихся,осво
ившихпрограммуначальногообщегообразования,являетсясистемно-деятельностныйподход
Врезультатеизученияпредмета«Окружающиймир»вначальнойшколеуобучающегосябудутсформированыследующиеличностные
результаты
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическоевоспитание:
-становлениеценностногоотношенияк своейРодине—России;
-осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности;
-сопричастностьк прошлому,настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая;
-уважениек своемуидругимнародам;
первоначальныепредставленияочеловекек а к членеобщества,оправахиответственности,уважениии достоинствечеловека,онравст
венно-этическихнормахповеденияиправилахмежличностныхотношений
Духовно-нравственноевоспитание:
-признаниеиндивидуальностикаждогочеловека;
-проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательностик другомучеловеку;
-неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизическогоиморальноговредадругимлюдям
Эстетическоевоспитание:
уважительноеотношениеиинтереск художественнойкультуре,восприимчивостьк разнымвидамискусства,традициямитворчеству
своегоидругихнародов;
-стремлениек самовыражениювразныхвидаххудожественнойдеятельности
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяи эмоциональногоблагополучия:
-соблюдениеправилздорового
и
безопасного(длясебяи другихлюдей)образажизнивокружающейсреде(втомчислеинформационной);
-бережноеотношениек физическомуипсихическомуздоровью

Трудовоевоспитание:
-осознаниеценноститрудавжиз ничеловека и общества,бережноеотношениек результатамтруда,интереск различнымпрофессиям
Экологическоевоспитание:
-бережноеотношениек природе;
-неприятиедействий,приносящихейвред
Формированиепредставленийоценностинаучногопознания:
-первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира;
-познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании
Метапредметныерезультатыосвоенияпрограммыначальногообщегообразованиядолжныотражатьформированиеуобучающегосяс
ледующихуниверсальныхучебныхдействийк концуобучениявначальнойшколе
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
1 ) базовыелогическиедействия:
-сравниватьобъектыокружающегомира,устанавливатьоснованиядлясравнения,устанавливатьаналогии;
-объединятьчастиобъекта(объекты)поопределѐнномупризнаку;
-определятьсущественныйпризнакдляклассификации,классифицироватьпредложенныеобъекты;
-находитьзакономерностиипротиворечияврассматриваемых
фактах,данныхинаблюденияхнаосновепредложенногопедагогическимработникомалгоритма;
-выявлятьнедостатокинформациидлярешенияучебной(практической)задачинаосновепредложенногоалгоритма;
-устанавливатьпричинноследственныесвязивситуациях,поддающихсянепосредственномунаблюдениюилизнакомыхпоопыту,делатьвыводы;
2 ) базовыеисследовательскиедействия:
определятьразрывмеждуреальными желательнымсостояниемобъекта(ситуации)наосновепредложенныхпедагогическимработни
комвопросов;
-спомощьюпедагогическогоработникаформулироватьцель,планироватьизмененияобъекта,ситуации;
-сравниватьнескольковариантоврешениязадачи,выбиратьнаиболееподходящий(наосновепредложенныхкритериев);
проводитьпопредложенномуплануопыт,несложноеисследованиепоустановлениюособенностейобъектаизученияисвязеймеждуоб
ъектами(часть—целое,причина—следствие);
-формулироватьвыводы
и
подкреплять
их
доказательстваминаосноверезультатовпроведѐнногонаблюдения(опыта,измерения,классификации,сравнения,исследования);
3 ) работасинформацией:
-выбиратьисточникполученияинформации;

согласнозаданномуалгоритмунаходитьвпредложенномисточникеинформацию,представленнуювявномвиде;
распознаватьдостовернуюинедостовернуюинформациюсамостоятельноили наоснованиипредложенногопедагогическимработник
омспособаеѐпроверки;
соблюдатьспомощьювзрослых(педагогическихработников,родителей(законныхпредставителей)несовершеннолетнихобучающи
хся)правилаинформационнойбезопасностиприпоискеинформациивсетиИнтернет;
-анализироватьисоздаватьтекстовую,видео,графическую,звуковуюинформациювсоответствиисучебнойзадачей;
-самостоятельносоздаватьсхемы,таблицыдляпредставленияинформации
Коммуникативные
1 ) общение:
-восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисцелямииусловиямиобщениявзнакомойсреде;
-проявлятьуважительноеотношениек собеседнику,соблюдатьправилаведениядиалогаидискуссии;
-признаватьвозможностьсуществованияразныхточекзрения;
-корректноиаргументированновысказыватьсвоѐмнение;
-строитьречевоевысказываниевсоответствииспоставленнойзадачей;
-создаватьустныеиписьменныетексты(описание,рассуждение,повествование);
-готовитьнебольшиепубличныевыступления;
-подбиратьиллюстративныйматериал(рисунки,фото,плакаты)к текстувыступления
2 ) совместнаядеятельность:
формулироватькраткосрочныеи долгосрочныецели(индивидуальныесучѐтомучастиявколлективныхзадачах)встандартной(типов
ой)ситуациинаосновепредложенногоформатапланирования,распределенияпромежуточныхшаговисроков;
приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективностроитьдействияпоеѐдостижению:распределятьроли,договариваться,обсу
ждатьпроцессирезультатсовместнойработы;
-проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
-ответственновыполнятьсвоючастьработы; 6оцениватьсвойвкладвобщийрезультат;
-выполнятьсовместныепроектныезаданиясопоройнапредложенныеобразцы
Регулятивные
1 ) самоорганизация:
-планироватьдействияпорешениюучебнойзадачидляполучениярезультата;
-выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий;2 ) самоконтроль:

-устанавливатьпричиныуспеха/неудачучебнойдеятельности;
-корректироватьсвоиучебныедействиядляпреодоленияошибок
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Кконцуобучениявтретьемклассеобучающийсянаучится:
-соблюдатьправила безопасногоповеденияпассажира железнодорожного,водногоиавиатранспорта;
-соблюдатьпериодичностьдвигательной активностиипрофилактикизаболеваний;
-соблюдатьправилабезопасногоповеденияводворежилогодома;
-узнаватьгосударственнуюсимволикуРоссийскойФедерации(гимн,герб,флаг)исвоегорегиона;
проявлятьуважениек семейнымценностямитрадициям,традициямсвоегонародаидругихнародов,государственнымсимволамРосс
ии;соблюдатьправиланравственногоповедениявсоциуме;
-различатьрасходыидоходыбюджетасемьи
-приводитьпримерыизученныхпамятниковприродыикультурыРоссии,достопримечательностейродногокраяиегостолицы;
-группироватьизученныеобъектыжив ойи неживойприроды,проводитьпростейшуюклассификацию;
-сравниватьпозаданномуколичествупризнаков;
-распознаватьизученныеобъектыприродыпоих описанию,рисункамифотографиям,различатьихвокружающеммире;
описыватьнаосновепредложенногопланаизученныеобъектыиявленияприроды,выделяяихсущественныепризнакиихарактерные
свойства;
-показыватьнакартемираматерики,изученныестранымира;
использоватьзнанияовзаимосвязяхвприроде,знанияовзаимосвязяхчеловекаиприродыдля объясненияпростейшихявленийипроце
ссоввприроде,организмечеловека;
-проводитьнесложныенаблюдениявокружающейсредеиставитьопытыпо
исследованиюприродныхобъектовиявлений,используяпростейшеелабораторноеоборудованиесинструкциямиправиламбезопасн
оготруда;
-использоватьразличныеисточникиинформацииоприродеиобществедляпоискаиизвлеченияинформации,ответовнавопросы;
создаватьпозаданномупланусобственныеразвѐрнутыевысказыванияоприроде,человекеи обществе,сопровождаявыступлениеилл
юстрациями;
-безопасноиспользоватьперсональныеданныевсетиИнтернет;определятьмошенническиедействияпоиххарактернымпризнакам;
-соблюдатьправиланравственногоповедениянаприроде.
Контроль уровня обученности
В своей работе я буду использовать такие формы контроля, как тесты, проверочные работы, создание проектов

Содержание тем учебного предмета, курса
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как
составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно
рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его
особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных
экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и
жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается
понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены
основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам
экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой
формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и
практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается
нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный
материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по
знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии,
раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Как устроен мир – 7 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль
экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Моделирование: схемы экологических связей в природе.
Природа в опасности! О маленьких ранах… О больших ранах. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.
Охрана природы
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в
природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Обучающиеся должны знать:

понятия: «биология», «экология», «окружающая среда», «заповедник»
 отличия живых существ от элементов неживой природы;
 царства живой природы: растения, животные, грибы, микробы;
 государственные символы России;
 меры, принимаемые для охраны природы;
 2-3 названия исчезнувших животных;
 некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России;
 РК некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Мордовия
Обучающиеся должны понимать:
 отличие человека от других живых существ;
 взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;
 значение природы для человека;
 что такое общество;
 основные экологические проблемы природы и современного общества.
Обучающиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
 различать объекты живой и неживой природы;
 приводить примеры экологических связей;
 соблюдать правила поведения в природе;
 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
Эта удивительная природа – 19 ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от
загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для
растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение
почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и
развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана
растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана
животных.


Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов.
Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмыразрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Демонстрация: опыты, доказывающие, что вещества состоят из мельчайших частиц.
Моделирование: расположение частиц в твердом, жидком, газообразном веществе.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания;
Воздух - смесь газообразных веществ: азота, кислорода и углекислого газа. Легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений
Демонстрация: опыты, показывающие расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении.
Моделирование: расположение частиц воздуха при нагревании, при охлаждении.
Вода. Легко определяемые свойства воды. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот
воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана
воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Практические работы: свойства воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра.
Демонстрации: опыты, показывающие растворение вещества в воде, расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении, круговорот воды.
Моделирование: расположение частиц воды в твердом, жидком и газообразном состоянии; схемы круговорота воды в природе.
Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.
Демонстрация: опыт, показывающий расширение твердого тела при нагревании.
Почва. Состав почвы. Живые существа почвы. Плодородие — главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных.
Образование солей из перегноя. Роль микробов в этих процессах. Поглощение растениями из почвы растворенных в воде солей. Представление об
образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живой природы. Разрушение почвы.
Практическая работа: рассматривание образцов почв.
Моделирование: что растения получают из почвы.
Демонстрация: опыты, выявляющие состав почвы.
Ботаника — наука о растениях. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их функции («работа»). Виды растений.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Некоторые отличительные признаки этих групп растений.
Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ сахара и крахмала, выделении кислорода. Растения
— источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Приспособленность организмов к условиям жизни. Размножение и
развитие растений: представление об опылении, о распространении плодов и семян, о
развитии растения из семени. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Уменьшение
численности и разнообразия дикорастущих растений. Охрана растений. Растения Красной книги. Роль ботанических садов в охране растений.
Правила поведения в природе.
Практические работы: рассматривание гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений;
рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животным.
Моделирование: развитие растения из семени.
Демонстрация: знаки к правилам поведения в природе.

Зоология — наука о животных. Разнообразие животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Некоторые отличительные признаки этих групп животных. Виды
животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Роль хищников в природе. Цепи питания, сеть питания (пищевая сеть).
Экологическая пирамида. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность
организмов к условиям жизни. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Значение животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия диких
животных. Охрана животных. Животные Красной книги. Роль заповедников, национальных парков, зоопарков в охране животных. Правила
поведения в природе.
Моделирование: цепи питания; сети питания (пищевая сеть); экологическая пирамида; развитие бабочки, лягушки, рыб, птиц.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе.
Царство грибов. Особенности строения гриба. Подземная часть гриба – грибница. Еѐ значение для гриба и образования перегноя. Связь грибов и
растений: грибница помогает корням всасывать из почвы воду и соли, а взамен получает питательные вещества, которые растения производят на
свету. Бережное отношение к грибам. Грибы из Красной книги России. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Моделирование: строение гриба.
Великий круговорот жизни – круговорот веществ в природе. Основные звенья круговорота: растения – производители, животные – потребители,
бактерии и грибы – разрушители.
Обучающиеся должны знать:
 понятия: «тело», «вещество», «частица», «химия», «поваренная соль», «кислота», «крахмал», «фильтр», «состояние», «испарение», «круговорот»,
«почва», «плодородие», «ботаника», «вид», «опыление», «ботанический сад», «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «хищники»,
«млекопитающие», «цепь питания», «сеть питания», «экологическая пирамида», «личинка», куколка», «малек», «головастик», «грибница»,
«производители», «потребители», «разрушители»;
 как обнаружить крахмал в продуктах питания;
 состав воздуха, воды, почвы;
 свойства воздуха, воды;
 значение воздуха, воды для живых организмов
 отчего загрязняется воздух, вода;
 что нужно делать людям, чтобы воздух и вода был чистым;
 три состояния воды;
 главное свойство почвы;
 значение растений и животных для природы и человека;
 группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
 отличительные признаки этих групп растений;
 как распространяются семена и плоды растений;
 какие условия нужны для прорастания семян;
 причины уменьшения дикорастущих растений: хозяйственная деятельность людей, сбор букетов, вытаптывание, неправильный сбор
лекарственных трав;

несколько представителей растений, грибов и животных из Красной книги России;
 причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе,
хозяйственная деятельность людей;
 группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
 группы животных по особенностям питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные;
 как размножаются и развиваются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери;
 строение гриба;
 какие грибы относятся к съедобным, а какие – несъедобные;
-правила сбора грибов: собирать только те грибы, которые хорошо знаешь; когда ищешь грибы,
-не разрывать листву, мох; срезать грибы ножом; не брать старые грибы; не собирать грибы возле шоссейных дорог, предприятий, в городских
скверах;
 РК несколько представителей флоры и фауны Мордовии;
 РК несколько представителей животных и растений края, занесенных в Красную книгу Республики Мордовия;
 РК знать предназначение заповедников: им. Смидовича и .Смольного.
Обучающиеся должны понимать:
 что тела состоят из веществ;
 что вещества состоят из частиц;
 почему с кислотами нужно обращаться осторожно;
 почему при нагревании воздух и вода расширяются, а при охлаждении сжимаются;
 как происходит круговорот воды в природе;
 как происходит разрушение твердых горных пород;
 как живые существа влияют на плодородие почвы;
 как образуется почва;
 как перегной превращается в соли;
 как происходит процесс дыхания и питания растений;
 как происходит опыление;
 как развивается растение из семени;
 как грибы связаны с деревьями;
 какое значение для леса имеют грибы;
 процесс круговорота веществ в природе;
Обучающиеся должны уметь:
 очищать воду с помощью фильтра;
 строить схемы цепей и сетей питания;
 строить схемы экологических пирамид;


по схеме рассказывать о круговороте жизни на Земле;
 объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
 изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую
посильную работу по охране природы;
 выполнять правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
 в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
 РК уметь связать понятие «экология» с экологией Мордовии;
 РК использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
- РК составлять простой рассказ о флоре и фауне Мордовии (по плану или опорным словам).
Мы и наше здоровье – 10 ч.
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления
мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь,
наркотики – враги здоровья.
Практические работы : знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;
изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность – 8 ч.
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера
телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Моделирование: план эвакуации из школы на случай пожара.
Правила дорожного движения: если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Практические работы:
знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Опасные места: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, лѐд.
Моделирование: схема двора и окрестностей с обозначением
опасных мест.
Как уберечься от молнии. Ядовитые растения и грибы. Опасности, которые несут змеи. Правила безопасности при общении с кошками и собаками.


Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защитится от загрязненной воды. Как защититься от продуктов питания,
содержащих загрязняющие вещества.
Обучающиеся должны знать:
 понятия: «диспетчер», «сервис», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»;
 номера телефонов экстренных служб;
 места расположения вентилей, перекрывающих воду (дома);
 основные дорожные знаки и их назначение;
 основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;
 РК основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в Мордовии;
 РК экологическую обстановку нашего края и причины экологической опасности.
Обучающиеся должны понимать:
 что деятельностью организма управляет нервная система;
значение кожи для тела человека: защита от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.
Обучающиеся должны уметь:
 соблюдать правила пожарной безопасности;
 быстро эвакуироваться из здания школы;
 перекрывать вентили с горячей и холодной водой;
 перекрывать газ в газовой плите;
 соблюдать правила дорожного движения;
 соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
 уберечься от удара молнии;
 оказать первую помощь, если укусила змея;
 соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;
 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Чему учит экономика – 12 ч.
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Практические работы: рассматривание образцов полезных ископаемых и определение их названий.

Растениеводство. Зерновые культуры. Овощные и плодовые культуры. Кормовые культуры. Прядильные культуры. Животноводство. Разведение
животных на пасеке, на птицеферме, в пруду, на животноводческой ферме. Как трудятся животноводы.
Практические работы: рассматривание гербарных культурных растений и составление описаний растений.
Промышленность – отрасль экономики. Какая бывает промышленность: добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность.
Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Деньги. Денежные единицы. Лицевая и оборотная сторона монеты. Заработная плата и
сбережения. Бюджет план доходов и расходов. Налоги. Государственный бюджет: доходы и расходы. Семейный бюджет. Какие бывают доходы в
семье: зарплата, стипендия, пенсия, прибыль от фирмы, гонорар. Какие бывают расходы в семье. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологическая
катастрофа. Две стороны экономики: производство необходимой продукции, вред, который наносится окружающей среде. Значение экологических
прогнозов.
Практическая работа: рассматривание монет.
Обучающиеся должны знать:
 понятия: «потребности», «товары», «услуги», «природные богатства», «капитал», «месторождение», «геолог», «отрасль», «растениеводство»,
«зерновые культуры», «кормовые культуры», «прядильные культуры», «животноводство», «бартер», «купля-продажа», «денежные единицы»,
«сбережения», «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «стипендия», «пенсия», «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический
прогноз»;
 7-8 названий полезных ископаемых (железная
 руда, известняк, каменный уголь, нефть, гранит, глина, природный газ);
 способы добычи полезных ископаемых;
представителей различных групп культурных растений;
 представителей различных групп домашних животных;
 отрасли промышленности;
 РК представителей диких и сельскохозяйственных животных Мордовии;
 РК представителей культурных растений Мордовии;
 РК отрасли промышленности в Мордовии;
Обучающиеся должны понимать:
 в чем состоит главная задача экономики;
 от чего зависит успех труда в экономике;
 значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности людей;
 как связаны растениеводство и животноводство, животноводство и промышленность;
 какую продукцию производит каждая отрасль промышленности;
 от чего зависит цена товара;
 зачем нужен государственный бюджет;
 из чего складываются доходы и расходы в государственном бюджете;
 зачем нужен семейный бюджет;

из чего складываются доходы и расходы в семейном бюджете;
 взаимосвязь экономики и экологии.
Обучающиеся должны уметь:
 коротко описать «рождение» какого-либо предмета;
 определить название предложенного образца
полезного ископаемого и установить некоторые его свойства (твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое);
 давать описание растений по предложенному плану: название, к какой группе относится (дерево, кустарник или травянистое
растение), где выращивают (в поле, в саду, на огороде), как человек использует это растение;
 определять лицевую и оборотную сторону монеты;
 составлять простые экологические прогнозы;
 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
 РК составлять простой рассказ об отраслях экономики Мурманской области (по плану или опорным словам).
Путешествие по городам и странам – 12 ч.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Обучающиеся должны знать:
 понятия: «финифть», «сухопутная граница», «морская граница» ;
 города Золотого кольца России;
 государства, имеющие с Россией морскую границу;
 государства, имеющие с Россией сухопутную границу;
 главные достопримечательности государств, граничащих с Россией;
Обучающиеся должны понимать:
 отличие физической и политической карты;
Обучающиеся должны уметь:
 «читать» карту: находить и показывать страну на карте, ее столицу;
 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта;
Охрана безопасности жизнедеятельности
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Окружающая среда. Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Правила по
безопасному пользованию газом в быту. Сигналы: 01, 02, 03, 04. Чем опасна бытовая химия? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Меры


безопасности на водоѐмах осенью, зимой, весной. Способы самоспасения на воде и помощь терпящим бедствие. Основные подручные спасательные
средства. Меры безопасности и уходе за домашними животными.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья жизни детей.
Правила ухода за кожей. Как избежать отравления? Прививки от болезней. Домашняя аптечка. Основные инфекционные заболевания. Какие травмы
можно получить и как их избежать? Кто нас лечит? Наркотики: как избежать наркотической зависимости? Безопасность при любой погоде.
Обучающиеся должны знать:
 виды травм (ушибы, ожоги, переломы и др.) и способы их предупреждения;
 номера телефонов экстренных служб;
 представителей ядовитых растений и грибов;
 специальности врачей: окулист, лор (оториноларинголог), педиатр, хирург, травматолог;
 признаки болезней;
основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др. и меры
предупреждения инфекционных заболеваний;
Обучающиеся должны уметь:
 преодолевать страх и панику при ЧС;
 пользоваться бытовым газом;
 по телефону вызвать экстренную службу, правильно указав адрес и причину тревоги;
 соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными;
 ухаживать за домашними животными;
 оказать первую помощь при ушибах, небольших ранках;
 вести здоровый образ жизни;
 соблюдать правила пожарной безопасности;
 соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся:
Особенности организации контроля по окружающему миру
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей
действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”
Ошибки:
 неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
 нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
 неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при
ответе;
 ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
 неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
 преобладание при описании объекта несущественных признаков;
 несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
 отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
 неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
 неточности при нахождении объектов на карте.




Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может
привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения
материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени,
проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых
ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор
ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.
Рекомендации по оцениванию результатов тестирования
Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл,
уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.
13–16 баллов (80–100%) – оценка «5»;
10–13 баллов (60–80%) – оценка «4»;
6–10 баллов (40–60%) – оценка «3»;
0–6 баллов (0–40%) – оценка «2».

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение.

Учебный комплект для учащихся
1. А.А.Плешаков. Учебник. Окружающий мир. 3-й класс в 2 ч., М. « Просвещение », 2013 г.
2. А.А.Плешаков. Проверим себя. 3-й класс, «Вита-Пресс»,2011 г.
3. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», М. «Просвещение», 2010 г.
4. А.А.Плешаков. Тесты. Окружающий мир. 3-й класс, М. «Просвещение», 2010 г.
Методические разработки для учителя:
1. О.В.Казакова, Н.А.Сбоева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс, «Вако», 2011 г.
2. Е.С.Галанжина. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. «Планета», 2010 г.
1. Телевизор ;
2. Компьютер;
3. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Окружающий мир. 3-й класс
Учебно-практическое и лабораторное оборудование (термометр, компас, микроскоп, фильтры, красители, модели, муляжи, гербарии (растения, полы
и семена), образцы полезных ископаемых, коллекция монет, карта мира, дорожные знаки, оборудование для опытов).
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, промежуточный (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Наглядность:таблицы,карточки.

Календарно-тематическое планирование
№
1.

Тема урока

Повторение

Природа. Ценность

В школе.

Словарная
работа
Организм,

Планируемые результаты
-Знать разнообразие природы.

Обр.платф.
ЦОРы
https://youtu.be/y

Дом. задание
С. 4-6, вопросы

Дата

природы для людей.

биология.
Царства
бактерий.
Восприятие,
память,
мышление,
воображение.

2.

Человек.

Правила
вежливости.

3.

Наши проекты:
«Богатства, отданные
людям».

Ты и твои
друзья.

4.

Общество.

Мы – зрители и
пассажиры.

Общество,
государство,
герб.

5.

Что такое экология.

Посмотри
вокруг.

Экология ,
окружающая
среда

Ориентировани
е на местности.

Заповедник,
Национальные
парки.

6.

7.

Природа в опасности.
Охрана природы.
Обобщение знаний по
теме: «Как устроен
этот мир».
Проверочная работа.

Ориентировани
е на местности.

- Уметь выделять признаки живых
существ; ценность природы для
людей.
-Знать, чем человек отличается от
других живых существ.
-Уметь
различать
внешность
человека и его внутренний мир;
-перечислять ступеньки познания
человеком окружающего.
-Уметь объяснять смысл названия
проекта «Богатства, отданные
людям»;
-называть людей, которые могут
служить примером душевной
щедрости, благородного служения
Отечеству и другим людям.
-Уметь определять место человека в
окружающем мире;
-характеризовать семью, народ,
государство как части общества;
- описывать по фотографиям
достопримечательности разных
стран.
-Уметь обнаруживать взаимосвязи в
природе, между природой и
человеком;
-изображать экологические связи с
помощью моделей.
-Уметь устанавливать причинноследственные связи между поведением людей, их деятельностью и
состоянием окружающей среды.
-Уметь делать сообщения в устной
форме по разделу;
-работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои

aNxupNJuVo

с. 7

https://youtu.be/T
9f41_YAmgs

С. 10-14,
Задания
1. 2

https://youtu.be/v
kZQi0QQ3mM

Подготовить
проект

https://youtu.be/R
qSrImfaD-w

С.18-22
Сообщение об
одном из
народов России
или мира .

https://youtu.be/K
jb92ce5-jw

С. 24–27,
задания 1,2

https://youtu.be/w
XT4p8JFagM

С.29-33

https://youtu.be/s
wfN1-G87sw

С.34

8.

Тела, вещества,
частицы.

Формы земной
поверхности.

Тело, вещество,
частицы.

9

Разнообразие
веществ..

Водные
богатства.

Состав,
крахмал,
кислоты,
химия.

10.

Воздух и его охрана.

Россия на
карте.

11.

Вода.

Путешествие
по Москве.

12.

Превращения и
круговорот воды.

Московский
Кремль.

Фильтр,
круговорот,
загрязнение.

13.

Берегите воду!

Город на Неве.

Разрушение.

14.

Что такое почва?

Путешествие
по планете.

15.

Разнообразие
растений.

Путешествие
по материкам.

Почва,
формирование,
перегной.
Группа,
классификация.

знания
-Уметь раскрывать понятия «тела»,
«вещества», «частицы»;
-приводить примеры естественных
и искусственных тел, твердых,
жидких и газообразных веществ.
-Уметь раскрыть понятие «химия»;
-наблюдать и характеризовать
свойства поваренной соли, сахара,
крахмала, кислоты;
- проводить наблюдения и ставить
опыты, используя лабораторное
оборудование.
-Знать свойства воздуха.
-Уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Знать свойства воды
-Уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Знать круговорот воды в природе.
-Уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Знать взаимосвязи между живой и
неживой природой, моделировать
для объяснения необходимости
бережного отношения к природе.
Уметь наблюдать процесс
расширения твердых тел в ходе
учебного эксперимента.
Уметь исследовать состав почвы в
ходе учебного эксперимента,

https://youtu.be/1
4ZejFKBgOQ

С. 36-40

https://youtu.be/Y
o_IfaLV5DI

С.41-45

https://youtu.be/i4 С.46-50, схема
UErzj8POk

https://youtu.be/Ur7ExUhwYM

С.51-54

https://youtu.be/D
AFpAP_iQds

С. 55-58
задание № 2

https://youtu.be/6
g9Edw-FlkE

С.59-63

https://youtu.be/P
zM6ryXbkro

С.64-68

https://youtu.be/l2 С. 69-73,
8nQ7s1kbg
задание 2

16.

Солнце, растения и
мы с вами.

Страны мира.

Солнце в его
научном
понятии.

17.

Размножение и
развитие растений.

Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу
«Путешествия»

Размножение.

18.

Охрана растений.

«Родословная»,
«Города
России»,
«Страны мира»

Экологические
правила.

19.

Разнообразие
животных.

Солнце,
растения и мы
с вами.

Разнообразие.

20.

Кто что ест.

Охрана
растений.

Цепь питания.

21.

Наши проекты:
«Разнообразие
природы родного
края».

Невидимая сеть.

использовать полученные данные
для проверки выдвинутых гипотез .
-Уметь приводить примеры
растений разных групп и видов.
-Уметь обнаруживать взаимосвязи
между неживой природой,
растениями и человеком,
изображать их с помощью схем,
моделей и использовать для
объяснения необходимости
бережного отношения к природе.
-Знать, что такое опыление, как
распространяются плоды и семена,Уметь обнаруживать взаимосвязи в
живой природе, моделировать их и
использовать для объяснения
необходимости бережного
отношения к природе.
-Знать, почему многие растения
стали редкими и как нужно
охранять растения, оценивать
поступки людей по отношению к
природе.
-Уметь приводить примеры
растений из Красной книги России.
-Знать классификацию животных и
их групповые признаки.
- Уметь относить животное к определѐнной группе, оценивать поступки людей по отношению к природе.
-Знать классификациюживотных по
типу пищи.
-Уметь составлять цепи питания,
находить в краеведческой
литературе материалы о природе

Сообщение.
https://youtu.be/g
wFTkfqBL98

https://youtu.be/d
5Inn3lBoCA

С. 74-77
Благодарст.
письмо
растениям
С. 78-81,
сообщение

https://youtu.be/jl3xBpZTuQ

С. 82-86,

https://youtu.be/f
Uvpyrxl0NA

С. 87–93,
ответить на
вопросы
Сообщение.

https://youtu.be/N
Fbq1lJpwo0

С. 94-97,

https://youtu.be/d
vhmSlf6D5I

Подготовить
проект .
Стр.98-99

Размножение и
развитие
Животных.
Повторение.
Охрана животных.

Разнообразие
животных.

24.

В царстве грибов.
Повторение.

Охрана
животных.

Царство.
Строение.

25.

Великий круговорот
жизни.

В царстве
грибов.

Круговорот
жизни.

26.

Обобщение знаний по
теме: «Эта
удивительная
природа»
Проверочная работа.

27.

Организм человека.

28.

Органы чувств.

Организм
человека.

Органы чувств.

29.

Надежная защита
организма.

Органы чувств.

Модель, защита.

22.

23.

Невидимые
пирамиды.

Невидимая сеть Классификация.
и невидимые
пирамиды.

Организм.

родного края.
-Уметь изображать процесс
развития животных с помощью
моделей, обнаруживать взаимосвязи
в живой природе.
-Знать, почему многие животные
стали редкими, как нужно охранять
животных, оценивать поступки
людей по отношению к природе.
Знать строение грибов, их значение
в природе и в жизни людей.
-Уметь различать съедобные и
несъедобные грибы.
Уметь объяснять участие каждого
живого существа в едином
круговороте веществ.
-Уметь делать сообщения в устной
форме по разделу;
-работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Знать , что такое органы и системы
органов человека, устанавливать
связь между их строением и
работой.
-Уметь рассказывать об органах
чувств по плану;
-работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Знать , что такое кожа и работа
кожи, оказывать первую помощь
при небольших повреждениях кожи
-уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;

https://youtu.be/_
NBtBOxtqKc

С. 100-105

https://youtu.be/9
ZwmXWWQtas

С. 106-111,
сообщение

https://youtu.be/
W9zkep0oFQo

С. 112-117,
сообщение

https://youtu.be/e
ONWooO5TDM

С.118-120,

https://youtu.be/w
od3tYhz70U

С.120.

https://youtu.be/m С. 122-125,
GqNqdDjsbU
задание 2

https://youtu.be/b
oBY82VPDfo

С. 126-129

https://youtu.be/B
9-NhIJ2atI

С.130-133,
задания 1, 2

30.

Опора тела и
движение

31.

Наше питание.

32.

Наши проекты :
«Школа кулинаров»

Опора, скелет.

Опора тела
и движение.

Пищеварение,
белки,жиры,
углеводы.
Кулинар.

33.

Дыхание.
Кровообращение

Наше питание.
Пищеваритель
ная система.

Дыхание,
лѐгкие.

34.

Умей предупреждать
болезни .

Кровообращ.

Опасность.

35.

Здоровый образ
жизни.

36.

Обобщение знаний по
теме: «Мы и наше
здоровье».
Проверочная работа.

-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Знать строение и принципы
работы опорно-двигательной
системы человека, держать
правильную осанку.
-Знать строение и принципы работы
пищеварительной системы,
выполнять правила рационального
питания.
-Знать строение и принципы работы
дыхательной и кровеносной систем.
-Уметь измерять пульс.
Знать как закаливать организм,
предупреждать болезни.
-Уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Знать правила ЗОЖ, научатся их
выполнять.
-Уметь работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Уметь выполнять тесты с выбором
ответа;
-работать в группе;
-аргументированно отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Уметь выступатьс
подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами. обсуждать
выступления учащихся; оценивать

https://youtu.be/G
Zx4ziie6o0

С.134-137

https://youtu.be/_
vBlJbDnoB8

С. 138-141,
задание 2

https://youtu.be/Jz С.142-143
5EoWW2ZYU
Подготовить
проект
https://youtu.be/T С. 144-146,
94pRMWQvc4
проверь себя

https://youtu.b
e/e_PXqKfRdq
Y

С. 147-149,
проверь себя

https://youtu.be/qj С.150-153
39nP1xooo

https://youtu.be/fy С.154-166
-3UNntSFI

37.

Огонь,вода и газ.

Здоровый образ Диспетчер .
жизни.

Огонь, вода и
газ.

Быть
счастливым.

39. Дорожные знаки.

Чтобы путь
был
счастливым.

Сервис.

40. Наши проекты: «Кто
нас защищает?»

Дорожные
знаки.

Пограничники.

41. Опасные места.

Кто нас
защищает?

Трансформатор.

42. Природа и наша
безопасность.

Опасные места. Молния, гром,
безопасность.

43. Экологическая
безопасность.

Опасные места. Экономика.

38.

Чтобы путь был
счастливым.

44. Обобщение знаний по

свои достижения и достижения
других учащихся.
-Уметь правильно действовать при
пожаре,аварии водопровода,утечке
газа;
-выполнять тесты с выбором ответа;
-работать в группе;
-аргументировано отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
-Уметь соблюдатьправила
безопасного поведения
пешехода,велосипедиста,пассажира;
-работать в группах.
Знать правила безопасного
поведения пешехода,
велосипедиста, пассажира.
-Уметь работать в группе;
-аргументировано отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Уметь находить в интернете и
других источниках информации
сведения о Вооруженных силах
России, деятельности полиции.
-Уметь правильно вести себя в
квартире,доме и ближайших
окрестностях.
Знать как правильно вести себя во
время грозы, распознавать ядовитые
растения и грибы .
-Знать правила экологической
безопасности в повседневной
жизни.
-Уметь обнаруживать взаимосвязи
между живой и неживой природой.
Уметь делать сообщения в устной

С.4-7
https://youtu.be/u
bMz8WVL_G0

https://youtu.be/Z
05xQXhS0SU

С.8-13

https://youtu.be/Js С. 14-17
ZJNfs_Ero
задание 2

https://youtu.be/L
1Gg3JEiyNc

Подготовить
проект.

https://youtu.be/O
N-oHonjwis

С.20-24
сообщение

https://youtu.be/9- С.25-30
ld21lXfVA
https://youtu.be/Js С. 31-35,
Ucviwu0UA
проверь себя

https://youtu.be/Js С.36

теме: «Наша
безопасность».
Проверочная работа.
Для чего нужна
экономика?

«Наша
безопасность».

Потребности,
товары,услуги.

46.

Природные богатства
и труд людей-основа
экономики .

Для чего нужна
экономика?

Природные
богатства.

47.

Полезные
ископаемые.

Природные
богатства и
труд людейоснова
экономики .

Местоположение,
геолог.
Полезные
ископаемые.

48.

Растениеводство.

Полезные
ископаемые.

Отрасль,
растениеводство

49.

Животноводство.

Растениеводство.

Промышленность.

50.

Какая бывает

Животновод.

Казна, бюджет.

45.

форме;
-работать в группе;
-аргументировано отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Знать роль экономики в нашей
жизни.
-Уметь объяснять, что такое
потребности человека, товары и
услуги;
-работать в группе;
-аргументировано отвечать;
-делать выводы,оценивать свои
знания.
Знать о роли природных богатств и
труда людей в экономике.
-Уметь осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека.
Знать важнейшие полезные
ископаемые.
-Уметь объяснять их значение в
экономике;
-осознавать значение природных
богатств в хозяйственной
деятельности человека.
Знать, что такое растениеводство и
для чего люди им занимаются.
-Уметь сравнивать культурные
растения и описывать их по плану.
Знать, что такое животноводство и
для чего люди им занимаются.
-Уметь классифицировать
домашних животных.

Ucviwu0UA

Знать отрасли промышленности.

https://youtu.be/N
6FwoGlKCSY

С. 38–41,
задание № 3

https://youtu.be/V
hxclWII1ww

С.42-45

https://youtu.be/ci
yHMCdDOlg

С.46-50

https://youtu.be/y
eZ1iF8VuTA

С. 51-55,

https://youtu.be/g
uyRVMrWzZw

С.56-59

https://youtu.be/b

С. 60-63

промышленность?

51.

Наши проекты :
«Экономика родного
края».

Какая бывает
промышленность?

52.

Что такое деньги?

Экономика.

53.

Государственный
бюджет.
Семейный бюджет.

Что такое
деньги?
Государственный бюджет.

55.

Экономика и
экология.

Семейный
бюджет.

56.

Обобщение знаний по
теме: «Чему учит
экономика».
Проверочная работа.
Золотое кольцо
России.(Сергиев
Посад,Переславль
Залесский,Ростов).
Золотое кольцо
России.(Углич,Яросла
вль,Кострома).

Экономика и
экология.

54.

57.

58.

59.

Золотое кольцо
России. (Плес

Экономика и
экология

Бартер,
нумизматы,
заработная
плата, рубль.
Государственный бюджет.
Стипендия,
пенсия.
Танкер,
экологическая
катастрофа .

Ярославль,
Кострома,Ивано
во,Суздаль.

-уметь обнаруживать взаимосвязи
между ними;
-различать продукцию каждой
отрасли промышленности.
-Знать роль экономики в жизни
родного края.
-Уметь осознавать значение
природных богатств в
хозяйственной деятельности
человека.
-Знать о роли денег.
-Уметь объяснять, что такое деньги;
-различать денежные единицы
некоторых стран.
-Знать , что такое государственный
бюджет.
Знать , что такое семейный бюджет,
из чего он складывается, как
ведется хозяйство семьи.
Уметь обнаруживать связи между
экономикой и экологией, строить
простейшие экологические
прогнозы.
Уметь обнаруживать связи между
экономикой и экологией, строить
простейшие экологические
прогнозы.
-Уметь находить на карте города
Золотого кольца России.
-приводить примеры.

hW_LHedfZU

-Уметь находить на карте города.
- приводить примеры
достопримечательностей этих
городов..
-Уметь находить на карте города ;
приводитьпримеры

https://youtu.be/q
TSN8CVvIDM

С. 64–65,
сообщение

https://youtu.be/k
FzTn1bjlXk

С. 66-69,
задание
№3

https://youtu.be/S
3sqUGnIjDo
https://youtu.be/q
bFWgo3tBY4

С. 7174,задание № 4
С.75-78

https://youtu.be/H
hqwlPeYqQw

С. 79-84,
вопросы

https://youtu.be/Jt
0xNGhOlTk

С.84

https://youtu.be/n
9BH9wSlKq4

С. 88–93,
с. 94–99,

https://youtu.be/w
0w6Ni7z3DM

Сообщение.

https://youtu.be/w
RwPK7Nw0RE

Сообщение

60.
61.

Иваново,Суздаль,
Владимир).
Наши проекты : «
Музей путешествий»
Наши ближайшие
соседи.

достопримечательностей
этих городов.
Золотое кольцо
России.

Великий Устюг.
Сухопутные и
морские
границы.

62.

На севере Европы.

Наши
ближайшие
соседи.

Фьорд,
аквапарк,
гейзер.

63.

Что такое Бенилюкс?

На севере
Европы.

Люксембург,
Нидерланды.

64.

В центре Европы.

65.

Путешествие по
Франции и
Великобритании.

Что такое
Бенилюкс?
В центре
Европы.

Германия,
Берлин,фиакр.
Франции и
Великобритании

Путешествие
по Франции.
Путешествие по
Европе.

Пиза,Венеция.

66.

На юге Европы.

67.

По знаменитым
местам мира.
Проверочная работа.
Обобщение.

68.

Европа.

-Уметь находить и показывать на
карте страны и их столицы.
-Знать достопримечательности
разных стран.
Знать о стране по физической и
политической картам.
-Уметь находить и показывать на
карте страны и их столицы.
Знать о стране по физической и
политической картам.
-Уметь находить и показывать на
карте страны и их столицы.
Знать о стране по физической и
политической картам.
Знать о стране по физической и
политической картам.
-Уметь находить и показывать на
карте страны и их столицы;
-приводить примеры достопримечательностей разных стран.
-Уметь находить и показывать на
карте страны и их столицы.
Уметь выполнять тесты с выбором
ответа.
Уметь выступать с подготовленными сообщениями.

https://youtu.be/y- С.98-99
CQ-DUyn5E
https://youtu.be/X С.100-105
2czF11HFo8
https://youtu.be/5j С. 108–117,
GWzARnUYs
карта

https://youtu.be/H
3VaSbAmOcg

С.118-124 ,
сообщение.

https://youtu.be/o
236V0ghAVU

С. 125-131
карта

https://youtu.be/p
ajqyaajNlU

С.132-141
Сообщение.

https://youtu.be/f5 С.142-148
_wkU0eXCY
Сообщение.
https://youtu.be/s С. 150-153
ykQ-xO-Nu0
С.154-170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(234)3-17-94, +7(928) 535-57-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».