РП читательской грамотности 5 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность »
для 5 классов составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(Информационно- методическое письмо об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования).
4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
5. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945р).
6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности».
7. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
8. Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от
06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества
общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся»
9. Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере
общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по
повышению функциональной грамотности»
10. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г.
№03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных
школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
11. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее —
ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287)

12. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
13. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности
адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является
необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как
формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности
метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном
информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих
целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность,
понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться
во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном
пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно
показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный
способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению
новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию,
получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.
Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с
текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию
потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом
мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание,
память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические
чувства,
волевые
качества,
навыки
самоконтроля,
интеллектуальной
самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже
в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через
решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:

1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать
навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её
дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после
чтения и осмысления текстов.
Место курса внеурочной деятельности по формированию читательской
грамотности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год
обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с
которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более
результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования;
обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание
портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и
анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой
страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель
чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу;
потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы

развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения,
которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное:
просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного
знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе
школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование
содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева
«Учитесь быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер
«Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления»,
Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос:
«Как выбрать нужную
книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт
элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с
книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов
просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного
произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и
задания(зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из
аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
прочитайте аннотацию;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
выделите заголовки и рубрики;
•
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
•
просмотрите первую и последнюю страницы.
•
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете
(будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в
работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то
определенную информацию.
Вопросы и задания:
•
прочитайте, кто автор текста;
•
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и
сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
•
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

•
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно
по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
•
найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых
группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы
познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного
чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение
опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП),
осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления),
размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической
(табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий
РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из
учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого
частично знакома учащимся:
1)
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с
текстом,
2)
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика
таблицы,
3)
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4)
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами
поставили перед чтением?
5)
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6)
добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что
осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от
лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань,
сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его
признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);
ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух
или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны);
цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность
(все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым
образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и
зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность
(содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная
мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы,

микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового
анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С.
Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») –
выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе
А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя»)
– выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка
выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме:
утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск
необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения.
Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок –
это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь
к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего
времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида,
«Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия,
выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые»
Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского);
заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками»,
«Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
•
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
•
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
•
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
•
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает
результат);
•
Золотые пески Египта (рекламная функция);
•
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
•
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана
текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может
быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается
неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия
и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу
текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и
эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
•
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
•
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
•
подбор заглавий,
–
характеризующих тему;
–
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса,
утверждения;
–
указывающих на событие, время, действующее лицо;
–
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
–
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
–
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян
Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в
котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в
книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам,
данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий
период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
•
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
•
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его
содержании?
•
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
•
Что вам уже известно по этой теме?
•
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и
подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей
смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения,
вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков,
по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в
контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием
словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
•
Аукцион «Кто больше?»
•
Игра «Правда ли, что .?.»
•
Реши задачу
•
В поисках слова
•
Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и
выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного
чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие
варианты тем)
Объектами проверки являются умения
–
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
–
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
–
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием
сетевых
образовательных
ресурсов
(http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной
литературы и современных информационных источников в формировании
стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга
книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
(Анатоль Франс)
Презентация
словарей
и
справочников:
информация
о
словарях
библиотекаря/учителя
и/или
представление
интернет-ресурсов.
Словари
энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический
словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые
(филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова
данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»),
современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка
отдельного
произведения,
исторические,
этимологические,
синонимов,
фразеологические,
иностранных
слов,
орфографические,
орфоэпические,
словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари
(Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь
терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения
словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное
чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение
словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов.
Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные
данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной
статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с
помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое;

классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и
несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие
и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
•
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак
математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
•
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное
тело – планета – Земля);
•
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов
сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые
явления, шкала, температура, прибор);
•
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные
приборы).
Игры:
•
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
•
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
•
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего
слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает
признак предмета).
•
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная,
фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др.
Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию,
применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
•
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;
•
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста –
общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты;
определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
•
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое
чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания,
памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.
Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов
для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов;
[правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная
информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал,
«+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»:
чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,
незнакомые слова;
•
определите границы известной/неизвестной информации;
•
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль
текста/абзаца;
•
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений
работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,
совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в
портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не
сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых
информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и
их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и
карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты,
расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню,
обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой
информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
•
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное
чтение и анализ не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал
путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по
извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в
несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием
материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и
задания:
•
определите вид текста;
•
выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте
текст;
•
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
•
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
•
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения
значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);

•
определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
•
определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
•
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
•
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не
сплошного текста;
•
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
•
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о
содержании на основе рисунка, графика)?
•
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
•
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
•
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
•
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание,
рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём
фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями
(частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика
развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи.
Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1)
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте –
это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на
восстановление последовательности предложений в тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов
речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму:
заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в
определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки
зрения типа речи, установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
•
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
•
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
•
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
•
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
•
Объясните деление текста на абзацы?
•
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
•
Определите средства связи между … и …предложениями.

•
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой
повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей «
Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов,
представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее
понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится.
Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений
выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и
сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
•
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений»
мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по
противоположности, с элементами того и другого).
•
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и
высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
•
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй
уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими
смысловыми отношениями.
•
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу
или концу, соединение предложений в смысловое единство.
•
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и
маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие,
пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи
,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и
фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы
в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
•
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
•
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
•
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в
тексте учебно -научного стиля речи)

Умение
анализировать
текст-рассуждение,
один
из
востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей.
Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении
текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды
рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текстарассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный:
вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и
аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и
маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор
собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование
как
интеллектуальный
мыслительный
приём
при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и
понимания содержания, развивает воображение, творческие способности,
формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к
прочитанному.
Интеллектуальная разминка
•
«Угадай слово»
•
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро
прогнозов»:
смысловое
прогнозирование
в
тексте
с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей,
смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной,
неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития
замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного
текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего
развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста
и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и
комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом.
Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных
вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс
чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития
мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»:
придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг
другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых
вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные
автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и
составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие»
вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые»
вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов
вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для
установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной
информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я
могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные
(объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных
связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности,
предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»);
оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий,
явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы,
направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких
ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по
тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания
смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту,
взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов
и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или
обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были
учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись
главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по
характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и
выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие
воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов,

словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг
«Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе
коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы
плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с
существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста,
выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в
разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
•
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры,
вспомогательную информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
•
запишите главную мысль абзаца кратко;
•
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной,
вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой
информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение
учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам
плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с
использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?»,
приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по
определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным
и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки;
предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование
информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в
разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной
деятельности в группах:
•
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме
выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект)
и устного сплошного текста;
•
коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов
для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не
сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей
при создании конечного продукта);
•
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
•
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и
формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного
текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий
(словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и
образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование
умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с
элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового
материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами
сочинения(по способу передачи содержания).
Устное
изложение:
подготовка
устного
сжатого
пересказа
текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного
предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13).
Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым
опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима,
является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему
активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом
используются послетекстовые вопросы и задания:
•
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
•
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
•
Что нового и полезного вы узнали из текста?
•
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные
стороны информации?
•
Возможны ли другие пути решения вопроса?
•
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
•
Где можно применить полученные знания?

•
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения
проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план
текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку
учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание
Памятки
«название
подбирают
учащиеся»
(Внимательному
читателю/Учись
читать/Советы
помощника/Школа
чтения):
обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное
(индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс
чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и
самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты изучения программы внеурочной
деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
3. наличие мотивации к целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
4. проявление интереса к способам познания;
5. стремление к самоизменению;
6. сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
9. приобретение опыта успешного межличностного общения;
10. готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую
2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знакосимволических средств;

 устанавливать существенный признак классификации, основания
для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
 Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта;
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
 ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений
 (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и
оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов:
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

 определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика,
 авторскую позицию, учитывая художественные особенности
 произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально
изученных художественных произведений (в том числе с использованием
методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и
интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
 целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение
слушателями, и методов эстетического анализа).
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официальноделовых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и
письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов
по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная
передача в устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его
фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;

Тематическое планирование
№ Тема

Кол- Форма занятий
во
часов

ЭОР

1

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

2

Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

1

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

3

Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать

1

Беседа

Открытые
задания PISA

– узнал»)
4

Что и о чём?
(Углубление понятия

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые

о тексте)

задания PISA

5

С чего начинается
текст? (Роль
заглавия)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые
задания PISA

6

Зачем нужен
эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)

1

Занятие
поискового
характера

Открытые
задания PISA

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые
задания PISA

8

Тематический
конкурс чтецов
«Осенние страницы»
(возможны другие
варианты тем)

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori
ng.ru/

9

Наши друзья
и
помощники (Словари
и справочники)

1

Творческая работа

http://www.slovari.
ru

1

Практическое занятие

Открытые
задания PISA

1

Практические задания

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

1

Практикум

Открытые
задания PISA

1

Парная работа

Открытые
задания PISA

10 Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)
11 Главное и неглавное
в тексте (Виды
информации в
учебном тексте)
12 Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)
13 Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную
мысль)
14 Как читать
несплошной
текст?(Поиск и

15

16

17

18

19

20

21

22

23
24

25

26

обработка
информации в не
сплошных текстах)
Шифровка и
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».
«Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в
тексте)
Погружение в текст
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно научного стиля речи)
Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)
Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
Игра-состязание

1

Групповая работа, игра

Открытые
задания PISA

1

Ролевая игра

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Практикум

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Открытые
задания PISA

1

Занятие в игровой форме

Открытые
задания PISA

1

Творческая работа

1

Индивидуальное
практическое
занятие

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Беседа, круглый стол

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые

27

28
29

30

31

32
33

34

«Аукцион вопросов и
ответов»
Учимся читать
«между строк»
(Скрытая
информация в тексте)
Что помогает понять
текст? (План текста)
Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты)
Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Когда текст прочитан
(Оценка информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)

задания PISA
1

Практическая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

1

Открытый микрофон

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная
игрупповая
работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Самостоятельная работа

34
Всего

Открытые
задания PISA

Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с
текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала
для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный
материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом
таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация,
рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню
сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на
рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры
тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна
базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение основной
темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели
создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой
взят текст);
• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической
информации);
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе
текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление
последовательности, составление плана и т.п.);

• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения
встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств
языковой выразительности);
• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков;
структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте
информации, передача в другой форме, например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать
имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное
мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его
и излагать в форме связного письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового
характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов
- неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует
критериального подхода. В общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
3
виде связного высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в 2
виде связного высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ
0
не имеет прямого
отношения к содержанию
текста или ответ отсутствует
Максимальный балл
2
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской
компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции,
разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, часть
которой может быть задана вне
основного текста. Сделать
вывод о том, какая информация
в тексте необходима для

Интерпретация текста
Истолковать
значения
нюансов языка или показать
полное понимание текста и
всех его деталей.

Рефлексия и оценка
Критически оценить текст
или выдвинуть гипотезы о
нём
на
основе
специальных
знаний.
Работать с понятиями,
которые противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании

выполнения задания. Работать
с правдоподобной и/ или
достаточно
объёмной
информацией.

4 уровень
Нахождение информации
Найти и установить возможную
последовательность
или
комбинацию отрывков глубоко
скрытой информации, каждая
часть которой может отвечать
множественным критериям в
тексте
с
неизвестным
контекстом
или
формой.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.
3 уровень
Нахождение информации
Найти и в некоторых случаях
распознать
связи
между
отрывками
информации,
каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным критериям.
Работать с известной, но
противоречивой
информацией.

2 уровень
Нахождение информации

длинных
текстов.

или

сложных

Интерпретация текста
Использовать
глубокие
идеи, заложенные в тексте
для
понимания
и
применения категорий в
незнакомом
контексте;
истолковывать
разделы
текста, беря в расчет
понимание текста в целом.
Работать
с
идеями,
которые
противоречат
ожиданиям
и
сформулированы
в
негативном контексте.

Рефлексия и оценка
Использовать
академические
и
общественные знания для
выдвижения гипотез или
критической
оценки
текста. Демонстрировать
точное
понимание
длинных
и
сложных
текстов.

Интерпретация текста
Объединить
несколько
частей текста для того,
чтобы определить главную
мысль, объяснять связи и
истолковывать
значения
слов
и
смысл
фраз.
Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать
части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев.
Работать
с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения
или
устанавливать
связи,
давать объяснения или
оценивать
особенности
текста. Демонстрировать
точное понимание текста в
связи
с
известными,
повседневными знаниями
или основывать выводы на
менее известных знаниях.

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти
один
или
более
отрывков информации, каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным
критериям.
Работать
с
противоречивой информацией.

1 уровень
Нахождение информации
Найти один (или более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте
информации
по
простому критерию.

Определить
главную
мысль, понимать связи,
формировать и применять
простые категории или
истолковывать значения в
пределах
ограниченной
части
текста,
когда
информация малоизвестна
и
требуется
сделать
простые выводы.

Интерпретация текста
Распознать главную тему
или авторские намерения
в тексте на известную
тему, когда требуемая
информация в тексте
общеизвестна.

Делать сравнения или
устанавливать
связи
между
текстом
и
внешними знаниями или
объяснять
особенности
текста, основываясь на
собственном опыте и
отношениях.

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые
связи
между
информацией в тексте и
общими,
повседневными
знаниями.

Материально-техническое обеспечение
Материалы для учащихся
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Литература для учителя
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. — М.: Просвещение, 2011.
2.
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4.

Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического
мышления на
уроке:
пособие
для учителей
общеобразоват.
учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
6.

7.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития
познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и
практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9
классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.

Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

3.

Библиотека http://lib.ru

4.

Википедия https://ru.wikipedia.org

5.

Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

1

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

Характеристика
деятельности
учащихся
Знакомство
технологией сбора
и
анализа
информации
о
результатах

Дата
проведения
с

2

Как выбрать книгу? (Виды
чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

1

3

Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать– узнал»)

1

4

Что и о чём? (Углубление
понятия о тексте)

1

5

С чего начинается текст?
(Роль заглавия)

1

6

Зачем нужен эпиграф?
(Роль заглавия и эпиграфа)

1

7

Внимание к слову

1

8

Тематический конкурс
чтецов «Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем)

1

9

Наши друзья
и
помощники (Словари и

1

работы для
портфолио
Извлечение нужной
информации из
текста;составление
памятки, работа в
группах
Освоение стратегий
Смыслового
чтения
с
применением
технологий
РКМЧП
Подготовка к
конкурсу
Чтецов по
выбранной
теме:
Прогнозирование
содержания текста
по заглавию,
составление плана
текста,
сопоставление
прогноза с
содержанием текста
Выявление
понимания
роли эпиграфа в
книге,тексте.
Лексический
анализ выбранных
для конкурса чтецов
произведений
с
целью поиска всех
непонятных слов и
выражений и
выяснения
их
значения
Участие в конкурсе
чтецов

Знакомство с
словарями

справочники)

10

Учимся читать учебный
текст (Элементы учебного
текста)

1

11

Главное и неглавное в
тексте (Виды информации
в учебном тексте)

1

12

Учимся читать учебный
текст (Маркировка
информации)
Практикум-диагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с информацией и
выделять главную мысль)

1

Как читать несплошной
текст?(Поиск и обработка
информации в не
сплошных текстах)
Шифровка и дешифровка
текста (Поиск и
нахождение информации в
несплошных текстах)

1

16

Как построен текст?
(Строение текстов разных
типов речи)

1

17

Ролевая игра «Заседание
Учёного совета

1

13

14

15

1

1

Решение задач,
Выявляющих и
формирующих
практические
умениясовершать
интеллектуальные
действия:
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего)
чтения
Поиск информации
понимание
прочитанного
Выполнение
тестовой
работы,
проверяющей
умение работать с
информацией
информации,
совместная
проверка
результатов,
анализ и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
несплошных
текстах
Поиск
и
нахождение
информации
несплошных
текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по
теории
типов речи
Ролевая игра

и

позаданным параметр

в

в

18

19

20

21

22

23
24

25

26
27

лексикографов».
«Сцепления» в тексте
1
(Смысловые связи в тексте)

Погружение в текст
(Логико-смысловой анализ
текста художественного
или публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров в
тексте учебно -научного
стиля речи)
Воображение и
прогнозирование (Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом (Вопросы
к тексту)

1

Диалог с текстом
(«Толстые» и «тонкие»
вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)

1

Игра-состязание «Аукцион
вопросов и ответов»
Учимся читать «между
строк» (Скрытая
информация в тексте)

1

Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и
определять
причинноследственные
связи,
устанавливать
аналогии
и сравнения
Логико-смысловой
Анализ текста
художественного

1

Выделение тезиса
аргументов/
примеров втексте
учебно-научного
стиля речи

1

Изучение приёмов
прогнозирования

1

Прогнозирование
Содержания

1

Составление
вопросов
к тексту
Составление
вопросов
к тексту
Составление
вопросов в
группах,
взаимообмен
вопросами между
группами и ответы
на те из них,
которые не были
учтены группой
Участие в
командной игре
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные

1

1

илипублицистического

и

операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Обработка
перекодирование
информации

28

Что помогает понять текст? 1
(План текста)

29

Что помогает понять текст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)

1

30

Шифровка и дешифровка
текста (Обработка и
перекодирование
информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)
Когда текст прочитан
(Оценка информации)

1

Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)
Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)

1

Обработка
предъявление
информации:
текста и пересказ)
Создание
вторичного
текста на базе
другого (исходного
текста): пересказ
(изложение)
как
средство
формирования
коммуникативных
умений
Работа с текстом

1

Создание памятки

31

32

33

34

1

1

34
Всего

и

и
план


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(234)3-17-94, +7(928) 535-57-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».