Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Креативное мышление» для учащихся 5 классов МБОУ СОШ№ 4 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 4 • План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 4 Программа реализуется во внеурочной деятельности и является составляющим модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся. Творческое мышление, озарения и открытия – основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, других областей. Сегодня как никогда раньше общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в той или иной степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно в сочетании с вовлеченностью в продуктивную деятельность привносит неоценимый вклад в развитие всех сторон личности. Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей. Оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. И в этом смысле способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Общее количество часов в год: 34 часа. На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное задание для применения и развития компетенции креативного мышления. Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, социальное. Форма организации внеурочной деятельности: деловые и ролевые игры, дискуссии, беседы, проекты, тестирование. Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления обучающихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования. Задачи программы: - развивать любознательность (активный интерес к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; - развивать воображение как способность к продуцированию собственных идей; - способность оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность визменившихся условиях. Цели программы. формирование и развитие личности ребѐнка на основе духовной иинтеллектуальной потребности в чтении; формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы; формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве. Результаты освоения курса Личностные результаты По окончании обучения по программе учащиеся: будут иметь представление /знать: коммуникативные техники будут уметь: организовывать собственное поведение в командном взаимодействии. Метапредметные результаты По окончании обучения по программе учащиеся будут иметь представление /знать: возможности применения креативного мышления для решения актуальных жизненных задач; способы работы с информацией и еѐ усвоения; будут уметь: правильно использовать идеи, информацию и знания. Предметные результаты По окончании обучения по программе учащиеся будут иметь представление /знать: методы развития креативного мышления; техники генерирования идей и принятия индивидуальных и командных решений; будут уметь: использовать инструменты и тренажеры развития интеллектуальных функций. Содержание курса Раздел 1. Введение в программу «Школа креативного мышления» (3 часа). Понятие креативности. Развитие креативности как общая творческая способность. Проявления креативности: быстрота, гибкость мышления, оригинальность мышления, воображение, чувство юмора. Развитие креативности как преобразующая внешняя активность. Развитие креативности и деятельность. Этапы креативного процесса. Эмоции в креативном процессе. Инерция мышления. Состояние «творческого кризиса» и его преодоление. Раздел 2. «Коммуникация – ключ к внедрению инноваций» (10 часов). Знакомство, игры-ледоколы. Упражнения на отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми. Диагностика основных показателей коммуникативности. Стороны общения, барьеры на пути информации. Упражнения на устранение барьеров в общении. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей. Отработка навыков поведения в конфликте. Тренинг процессов самоконтроля. Диагностика стиля поведения в конфликте. Упражнения на установления контакта в различных ситуациях общения. Упражнения на развитие наблюдательности. Управление эмоциями. Аутотренинг. Релаксация. Упражнения на освоение приемов аутотренинга и релаксации. Раздел 3. «Креативщик» (9 часов). Креативность – спутник креативного (творческого) мышления. Введение в понятие «креатив. «Мои силы – мои возможности». Барьеры в проявлении креативности. Диагностика основных показателей креативности (вербальный тест «Необычное использование» (Аверина И.С., Щебланова Е.И.), невербальная часть теста «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса», опросник Г.Дэвиса.Самооценка творческих способностей). Упражнения на создание ментальных карт. Создание карты личности. Управление воображением. Приемы развития воображения. Методы настройки на творческую работу. Стереотипы мышления. Упражнения на развитие творческого мышления. Учимся нестандартно мыслить. Раздел 4. «Интеллектуал» (12 часов). Календарно-тематический план Формы организации образовательного процесса: деловые и ролевые игры, дискуссии, беседы, проекты, индивидуальные и командные упражнения по развитию инновационного мышления, принятию решений и решению проблемных ситуаций, техники мозговых штурмов, объяснение, самостоятельная работа (групповая, индивидуальная, самоконтроль, внешний контроль. № п/п Раздел, темы уроков 7 8 9 10 11 12 13 III 14 15 16 17 18 19 20 21 22 IV 23 Введение в программу «Школа креативного мышления». Понятие креативности. Развитие креативности как общая творческая способность. Проявления креативности: быстрота, гибкость мышления, оригинальность мышления, воображение, чувство юмора. Коммуникация – ключ к внедрению инноваций. Входное тестирование «Тест проверки знаний». Знакомство, игры-ледоколы. Упражнения на отработку навыков понимания других людей, себя, атакже взаимоотношений между людьми. Диагностика основных показателей коммуникативности. Стороны общения, барьеры на пути информации. Упражнения на устранение барьеров в общении. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей. Отработка навыков поведения в конфликте. Тренинг процессов самоконтроля. Диагностика стиля поведения в конфликте. Креативщик. Креативность – спутник креативного (творческого) мышления. Введение в понятие «креатив. «Мои силы – мои возможности». Барьеры в проявлении креативности. Диагностика основных показателей креативности. Самооценка творческих способностей. Упражнения на создание ментальных карт. Создание карты личности. Управление воображением. Интеллектуал. Что такое «мышление» и как оно связано с креативом. 24 «Что значит мыслить». 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вводное тестирование основных интеллектуальных функций. Викторина «Кто сообразительнее?» Процесс и результат мышления. Виды и типы мышления. Что влияет на мышление. Понятие интеллекта Можно ли измерить интеллект? IQ-тест. Виды интеллекта. Создаѐм головоломки. Развитие креативности. Подводим итоги. Итого: I 1 2 3 II 4 5 6 Кол-во часов Теори Практик я а 3 2 1 1 1 1 1 10 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 19