Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Рассмотрено на заседании Утверждаю педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 4 Зав.по УВР Бамматова Г.З. _________ Ибрагиова Р.О.________ «__» __________ 20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» (11-12 лет) Разработала: Чаландарова А.Ч. учитель английского языка Кизилюрт 2023 г. Пояснительная записка Программа «Веселый английский» имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленности представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребѐнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем кружка, дает примерное распределение учебных часов по темам занятий и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебно-воспитательного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребѐнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Цель программы «Веселый английский»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Задачи: I. Познавательный аспект. - познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); - способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; - познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. II. Развивающий аспект. - развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; - приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; - формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; - развивать технику речи, артикуляцию, интонации; - развивать двигательные способности детей через драматизацию; - познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене. III. Воспитательный аспект. - способствовать воспитанию толерантности - приобщать к общечеловеческим ценностям; и уважения к другой культуре; - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); - обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок. - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются: Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации); Принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребѐнка через коллективные формы обучения); Принцип доступности и посильности (учѐт специфики и возможностей возраста). Содержание программы «Веселый английский» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МОУ «Обшиярская основная общеобразовательная школа». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебновоспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлѐн с учѐтом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала. Курс внеурочной деятельности «Веселый английский» разбит на три этапа, которые позволяют увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Особенности реализации программы Структура курса Программа предполагает организацию определѐнного вида внеурочной деятельности обучающихся и направлена на решение своих собственных педагогических задач. Формы проведения занятий Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трѐх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) Режим проведения занятий, количество часов: Программа рассчитана на детей 5 класса, реализуется за 1 год. Программа рассчитана на 35 часов. Место проведения занятий: Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии). Виды деятельности: игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры); чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность; постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; разучивание стихов; разучивание и исполнение песен; проектная деятельность; выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий: добровольность участия и желание проявить себя; сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком; привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста. Результаты изучения программы: К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка; метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово. В коммуникативной сфере: I. Речевая компетенция: - говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; - аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников; II. Языковая компетенция: - адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах; - применение основных правил графического изображения букв и слов; - распознание и употребление в речи изученных лексических единиц. III. Социокультурная осведомленность: - знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен. В познавательной сфере: - умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных букв, слов; - умение действовать по образцу при выполнении заданий; - умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах. В ценностно-ориентационной сфере: - представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; - приобщение к культурным ценностям другого народа через детские сказки; - развитие чувства прекрасного; - умение следовать намеченному плану в своем учебном труде Воспитательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы: На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Форма подведения итогов: Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы. После каждого года обучения педагогу стоит провести показательные мини-спектакли, используя творчество и фантазию детей. Учебно - тематическое планирование кружка Название темы Вводный курс «Учись – играя!» 1. Давайте познакомимся! Всего часов 35 11 2. Семья. Цвета. 4 3.Моя школа 9 4. Стихи и сказки. 5. Фрукты и овощи 6. .Повторение 7. Страны, языки, национальности 3 2 2 4 Итого по программе 35 Содержание программы кружка Всего часов Лексико-грамматическое содержание программы 1. Давайте познакомимся! 35 2. Семья. Цвета. 11 3.Моя школа 4 Приветствия и прощание. Знакомство. Простейшие сведения о себе (возраст, из какой страны родом.) Некоторые страны. Cчѐт до 10. Рассказ о своей семье или семье своего друга. Выражение отношения к друзьям и близким. Вопрос «Как дела?» и ответ на него. Названия игрушек, животных. Обучающиеся рассказывают, какие у них есть игрушки/животные, в каком количестве.; учатся описывать их при помощи прилагательных (в том числе цвет), пересчитывать, выражать своѐ отношение к ним, предлагать совместные занятия, выражать своѐ желание чем-либо заняться. Россия, Великобритания, Америка; название членов семьи, описание дома; русская, английская национальная кухня; название спортивных игр; диета и правильное питание; праздники, традиции и обычаи своей страны и стран изучаемого языка. Название темы 4. Стихи и сказки. 9 5. Фрукты и овощи 3 Личные местоимения: I, you, he, she Притяжательные местоимения: my, his, her 6. Повторение 7. Страны, языки, национальности 2 Глаголысвязки: am, is, are 2 Вопросы: who, how old, what, where. Глагол have/hasgot Календарно- тематическое планирование кружка «Веселый английский» № Тема Количество часов Приветствия: Hello! Hi! Good morning! Знакомство: I am…(Nick).Имена английских мальчиков и девочек. My name is… 1 п/п 1. What is your name? 2. Англоговорящиестраны. Приветствия.Знакомство. Are you…(Nick?) 1 Слова: Yes. No. 3. Какдела? – How are you? 1 Glad to see you! Диалог. 4. Приветствия. Сказка-тест про кошку. Who are you? 1 5. Счет от 1 до 10 1 6. Счет по порядку от 10 до 20. How old are you? I am six (seven). 1 7. Счет от 20 до 100. 1 8. Мояродина. Where are you from?- 1 Iam from… Родина английского языка – Великобритания. 9. Кукольный театр. Представление артистов. 1 He/She 10. Винни-Пух и Пятачок – герои английской книги.Where is he/she from? 1 How old is he/she? -Who is he/she? 11. What is his/her name?Весѐлыесоревнования. 1 12. My family. Моясемья: mother, father, sister, brother. 1 13. Познакомьтесь с моими близкими. Have you got a..? 1 14. Ha she (she) got a… 1 Лондон и его основные достопримечательности. 15. Рассказ о своей семье. Мои друзья. 1 1617. Цвета. 2 Дата 18. Множественное число существительных. 1 How many … have you (has he/she) got? 19. Введение названий школьных принадлежностей. 1 20. Школьные принадлежности. «Have you got… ?” 1 21. Школьные вещи. Игра «Кто быстрее соберѐт портфель». 1 22. Глаголы движения (run, jump, climb). 1 23. Глаголы движения (skip, sit, stand, fly). 1 24. Лексическая игра «Ребята и зверята». 1 25. Сказка «Колобок». Прочтение сказки учителем. Распределение ролей. 1 26. Проект «Мой портрет». 1 2728. Мы поѐм песни и рассказываем стихи о животных. 2 29. Моя родина – Россия. Монологическая речь о стране. 1 30. Англоязычные страны. Чтение с пониманием нужной информации. 1 31. Что мы делаем в семье. Глаголыstudy, draw, sing, dance, play, work. 1 32. Диалоги «Как ты поживаешь?» 1 33. Письмо другу. Порядок заполнения адреса. 1 34 Викторина «Эрудит». Требования к освоениюобучающимися программы внеурочной деятельности. В результате реализации данной программы учащиеся должны: Знать/понимать: особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка); наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме); названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста; произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме). Уметь (владеть способами познавательной деятельности): наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения; составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии; - читать и выполнять различные задания к текстам; - уметь общаться на английском языке с помощью известных клише; - понимать на слух короткие тексты; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать на слух речь учителя, одноклассников; понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета; выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге; инсценировать изученные сказки; сочинять оригинальный текст на основе плана; соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Список использованной литературы 1. Бим, И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование. / И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др. - М.: Астрель АСТ, 2005. – 192 с. 2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: Сборник упражнений. /Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 7 л. ил: ил. 4. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. / В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2008. – 96 с. 5. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с. 6. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. . / В.Г. Кулиш – Д.: «Сталкер», 2010. – 320с., ил. 7. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод.пособие. /Ю.Я. Пучкова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 78 с. 8. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьѐва - М.: «Просвещение», 2009. – 176 с. 9. Филатова, Г.Е. Ваш ребѐнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. / Г.Е. Филатова – Ростов-на-Дону: АНИОН, 2010. – 24 с. Электронные ресурсы 1. Беспалова, В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью «пластилинового театра» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – Библиогр.: 21 назв. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415684/ (22.02.11). 2. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (22.02.11). 3. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку :автореф. дис. … канд. пед. наук / Иванова Н.В. ; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006. – 18 с. – Библиогр.: с. 18. Шифр РНБ: 2007-А/2686 ; То же [Электронный ресурс] // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова : [сайт]. – М., 2006. – URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (22.02.11). 4. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/(22.02.11). 5. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/(16.12.08). 6. Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008. – URL: http://festival.1september.ru/articles/510846/ (22.02.11). 7. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // естиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007 : [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11). – М., 2006-2007. –