РП литература 10-11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
город Кизилюрт
МБОУ СОШ №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор школы

________________________ ________________________ ________________________
Гаджиева М.С.
Протокол№1 от «28» 08
2023 г.

Бамматова Г.З.
от «30» 08 2023 г.

Ибрагимова Р.О.
от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3668850)
учебного предмета «Литература. Углубленный уровень»
для обучающихся 10-11 классов

город Кизилюрт 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Литература» (на углублѐнном
уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №
1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной
образовательной программы среднего общего образования (в редакции
протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию), с учѐтом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе на
углублѐнном уровне составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины
ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление
восприятия и анализ художественных произведений в историколитературном
и
историко-культурном
контекстах,
интерпретация
произведений
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским
опытом.
Литературное образование на углублѐнном уровне в средней школе
преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и
сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе
изучения литературы в старших классах происходит углубление и
расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и
предметов художественного цикла, с разными разделами филологической
науки и видами искусств на основе использования как аппарата

литературоведения, так и литературной критики, что способствует
формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя,
способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации
произведений художественной литературы.
В рабочей программе учтены этапы российского историколитературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов
России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
Отличие углублѐнного уровня литературного образования от базового
обусловлено
планируемыми
предметными
результатами,
которые
реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных
обучающихся в соответствии с учебным планом образовательной
организации, обеспечивающей профильное обучение. Литературное
образование в старшей школе на углублѐнном уровне предполагает более
активное использование самостоятельной исследовательской деятельности
обучающихся, являющейся способом введения старшеклассников в ту или
иную профессиональную практику, связанную с профильным гуманитарным
образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностносмысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с
развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как
средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам
отечественной и зарубежной культуры и базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем,
формировании
у
обучающихся
литературного
вкуса,
развитии
филологической культуры, ведущей к овладению комплексным
филологическим
анализом
художественного
текста,
осмыслению

функциональной роли теоретико-литературных понятий, пониманию
коммуникативно-эстетических
возможностей
языка
литературных
произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную
речь обучающихся на примере лучших литературных образцов, создавать
собственные письменные творческие работы и устные доклады о
прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к
будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных
и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и
сформулированных во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников к
наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену;
освоении в ходе еѐ изучения духовного опыта человечества, этиконравственных,
философско-мировоззренческих,
социально-бытовых,
культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к
созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию
культурной самоидентификации на основе изучения литературных
произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как
средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и
через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие постоянной
потребности обучающихся в чтении художественных произведений в
течение всей жизни; знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в
том числе литератур народов России; сознательное включение чтения в
собственную досуговую деятельность и умение планировать и
корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих
сверстников.

Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного,
направлены
на
развитие
умений
комплексного
филологического анализа художественного текста и осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа
и интерпретации литературного произведения как художественного целого с
учѐтом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и
связей с современностью на основе понимания и осмысленного
использования в процессе анализа и интерпретации произведений
художественной литературы терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историколитературном процессе и его основных закономерностях, о множественности
литературно-художественных
стилей
разных
эпох,
литературных
направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания
литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем,
способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, и авторской позиции; развитием
представления о специфике литературы как вида искусства, культуры
читательского восприятия, качеств квалифицированного читателя,
обладающего образным и аналитическим мышлением, эстетическим вкусом,
интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной
отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и
зарубежной литературы и сравнивать их с научными, критическими и
художественными интерпретациями в других видах искусств; развитием
представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных профессиональных подходах к анализу художественного текста
в литературоведении; развитием способности осуществлять поиск, отбор,
анализ, структурирование и предъявление информации с использованием
различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением
основами учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов;
различными приѐмами цитирования и творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка, нацелены на развитие представлений о

литературном произведении как явлении словесного искусства и об
изобразительно-выразительных
возможностях
русского
языка
в
литературных текстах, на свободное владение разными способами
информационной переработки текстов, на умение анализировать,
аргументированно оценивать и редактировать собственные и чужие
высказывания, использовать в своей исследовательской и проектной
деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной
жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования
отводится 340 ч., в 10 класса - 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе - 170
часов (5 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница», «Свои
люди – сочтѐмся» и др. (одно произведение по выбору).
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно
произведение по выбору). Например, «Обыкновенная история», очерки из
книги «Фрегат «Паллада» и др.
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например, «Первая любовь», «Вешние воды»,
«Рудин», «Дворянское гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон Кихот».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…»,
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и всѐ былое...»), «Певучесть есть в морских волнах…»,
«Природа – сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья…», «О вещая
душа моя!..», «День и ночь» и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери
гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и
др.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например,
«Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещѐ майская ночь», «Вечер»,
«Это утро, радость эта…», «Шѐпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной
был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…», «Заря прощается с
землѐю...», «На заре ты еѐ не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не
могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др.
А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трѐх по выбору). Например,
«Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во
мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…» и
др.
Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи
«Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы
графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева «Ася».

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и
романы (одно произведение по выбору). Например, «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека», «Идиот», «Подросток» и др.
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и
романы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла
"Севастопольские рассказы", Смерть Ивана Ильича", "Анна Каренина" и
другие
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не
менее четырѐх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения
глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение
покаяния» и др. Сказки (не менее трѐх по выбору). Например, «Пропала
совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга» и др.
Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по
выбору). Например, «Очарованный странник», «Однодум», «Тупейный
художник», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.
А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент»,
«Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др.
Комедия «Вишнѐвый сад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»
(одно произведение по выбору).
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тѐмном царстве», «Что такое
обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров», «Мотивы русской драмы», А. В.
Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После
«Грозы» Островского», Н. Н. Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого» и др.
(не менее трѐх статей по выбору в соответствии с изучаемым
художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору).
Например, стихотворения Г. Тукая, стихотворения и поэма «Фатима» К.
Хетагурова и др.).
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного
произведения по выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид
Копперфилд», «Большие надежды», Г. Флобера «Мадам Бовари», Э. Золя
«Творчество», Г. де Мопассана «Милый друг» и др.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух
стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А.
Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна и др.

Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее
одного произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед
восходом солнца», «Одинокие», Г. Ибсена «Кукольный дом», «Пер Гюнт» и
др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

УЧЕБНОГО

Изучение литературы в средней школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы среднего общего
образования по литературе достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей
программы по литературе для среднего общего образования должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том
числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображѐнными в
литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы,
а также литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражѐнным в
художественных произведениях;
 идейная убеждѐнность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на
примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в
соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на
литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;


способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного
народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность
здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с
адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в
том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на
основе знакомства с профессиональной деятельностью героев
отдельных литературных произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы, в том числе
ориентируясь на поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, представленных в художественной литературе;


планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, с учѐтом
осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе показанных в литературных произведениях; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в
том числе представленной в произведениях русской, зарубежной
литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на
изученные
и
самостоятельно
прочитанные
литературные
произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе, в том числе на литературные темы.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования, в том числе
школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
своѐ
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 эмпатии, включающей
способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;


социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно
формулировать и актуализировать проблему,
заложенную в художественном произведении, рассматривать еѐ
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их
фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений,
направлений, фактов историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности на основе литературного материала, навыками
разрешения проблем с опорой на художественные произведения;
обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
 обладать видами деятельности для получения нового знания по
литературе, его интерпретации, преобразования и применения в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;


формировать
научный
тип
мышления,
владеть
научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учѐтом собственного
читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу
при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать
гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в
том числе читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате
чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,


техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой
информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из
литературных произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной
и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых
средств;
2) совместная деятельность:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по
литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности, включая изучение литературных
произведений, и в жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении
литературы с учѐтом имеющихся ресурсов, читательского опыта,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в
художественной литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений
с опорой на читательский опыт;
 делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной
литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
 признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по литературе.


Предметные результаты

Предметные результаты по литературе в средней школе должны
обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание
историко-культурного
и
нравственно-ценностного
взаимовлияния
произведений русской, зарубежной классической и современной литературы,
литератур народов России, литературной критики, в том числе:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»;
роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А.
Фета, А. К. Толстого, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
(избранные главы); роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (фрагменты);
роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман-эпопея Л. Н.
Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса
«Вишнѐвый сад» А. П. Чехова; произведения А.Н. Островского, И. А.
Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова
(дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору);
статьи литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.
Предметные результаты
10 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с
фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями
культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая
половина XIX века);
2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте

осмысления произведений русской и зарубежной литературной классики и
собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним;
осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественные, публицистические и литературнокритические тексты;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений
русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов
России (вторая половина XIX века), их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй
половины XIX века со временем написания, с современностью и традицией;
умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы
второй половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ
отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; устойчивые
навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших
образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально
откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать
собственные читательские впечатления и аргументировать своѐ мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10
произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности
заложенных в нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в
основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного
текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий,
в том числе:

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в
творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его
воплощение; миф и литература; историзм, народность; художественное
время и пространство; поэтика; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные
жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика;
авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь;
стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст;
системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая);
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод;
литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического
аппарата
современного
литературоведения,
а
также
элементов
искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и
интерпретации произведений художественной литературы и других видов
искусств;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других
видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как
явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его
эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка в произведениях художественной литературы и умение
применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы
различных языковых уровней и выявлять их смыслообразующую роль в
произведении;
14) сформированность представлений о стилях художественной
литературы разных эпох, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного, ведение диалога о прочитанном в русле
обсуждаемой проблематики; информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с
учѐтом норм русского литературного языка;
16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной
деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе

создания медиапроектов; различными приѐмами цитирования и
редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях
литературной критики, о современных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении; умение создавать собственные литературнокритические произведения на основе прочитанных художественных текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том
числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек
и электронных библиотечных систем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Литература второй половины XIX века

1.1

А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы
«Бесприданница», «Свои люди —
сочтѐмся» и др. (одно произведение по
выбору) Статьи H. А. Добролюбова «Луч
света в тѐмном царстве», Д. И. Писарева
«Мотивы русской драмы», А. А.
Григорьева «После «Грозы»
Островского»

9

Поле для свободного
ввода

1.2

И. А. Гончаров. Роман «Обломов».
Романы и очерки (одно произведение по
выбору). Например, «Обыкновенная
история», очерки из книги «Фрегат
‖Паллада―» и др. Статьи H. А.
Добролюбова «Что такое обломовщина?»,
А.В.Дружинина "«Обломов». Роман И. А.
Гончарова"

10

Поле для свободного
ввода

1.3

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Повести и романы (одно произведение по
выбору). Например, «Первая любовь»,
«Вешние воды», «Рудин», «Дворянское
гнездо» и др. Статья «Гамлет и Дон

14

Поле для свободного
ввода

Кихот» Статьи Д. И. Писарева «Базаров»
и др.

1.4

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее
пяти по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом
Россию не понять…», «О, как
убийственно мы любим...», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас
— и всѐ былое...»), «Певучесть есть в
морских волнах…», «Природа — сфинкс.
И тем она верней...», «Эти бедные
селенья…», «О вещая душа моя!..», «День
и ночь» и др.

7

Поле для свободного
ввода

1.5

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее
пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я
у двери гроба…», «Блажен незлобивый
поэт…», «Памяти Добролюбова»,
«Пророк» и др. Поэма «Кому на Руси
жить хорошо»

8

Поле для свободного
ввода

1.6

А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти
по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещѐ майская
ночь», «Вечер», «Это утро, радость
эта…», «Шѐпот, робкое дыханье…»,

7

Поле для свободного
ввода

«Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…»,
«Заря прощается с землѐю...», «На заре ты
еѐ не буди…», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью
южной…» и др.

1.7

А. К. Толстой. Стихотворения (не менее
трѐх по выбору). Например, «Средь
шумного бала, случайно…»,
«Колокольчики мои…», «Меня, во мраке
и в пыли…», «Двух станов не боец, но
только гость случайный…» и др.

2

Поле для свободного
ввода

1.8

Н. Г. Чернышевский. Роман «Что
делать?» (главы по выбору). Статьи
«Детство и отрочество. Сочинение графа
Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа
Л. Н. Толстого», «Русский человек на
rendez-vous. Размышления по прочтении
повести г. Тургенева ‖Ася―»

3

Поле для свободного
ввода

1.9

М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника
«История одного города» (не менее
четырѐх глав по выбору). Например,
главы «О корени происхождения
глуповцев», «Опись градоначальникам»,
«Органчик», «Подтверждение покаяния»
и др. Сказки (не менее трѐх по выбору).
Например, «Пропала совесть», «Медведь
на воеводстве», «Карась-идеалист»,
«Коняга» и др.

7

Поле для свободного
ввода

1.10

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление
и наказание». Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например,
«Неточка Незванова», «Сон смешного
человека», «Идиот», «Подросток» и др.

18

Поле для свободного
ввода

1.11

Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и
мир». Рассказы, повести и романы (одно
произведение по выбору). Например,
рассказы из цикла «Севастопольские
рассказы», «Смерть Ивана Ильича»,
«Анна Каренина» и др. Статьи Н. Н.
Страхова «Сочинения гр. Л. Н. Толстого»
и др.

20

Поле для свободного
ввода

1.12

Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не
менее двух произведений по выбору).
Например, «Очарованный странник»,
«Однодум», «Тупейный художник»,
«Леди Макбет Мценского уезда» и др.

3

Поле для свободного
ввода

1.13

А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по
выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви»,
«Попрыгунья», «Душечка», «Дом с
мезонином» и др. Комедия «Вишнѐвый
сад». Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три
сестры» (одно произведение по выбору)

16

Поле для свободного
ввода

Итого по разделу
Раздел 2. Литература народов России

124

2.1

Стихотворения и поэмы (не менее одного
произведения по выбору). Например,
стихотворения Г. Тукая, стихотворения и
поэма «Фатима» К. Хетагурова и др.

Итого по разделу

1

Поле для свободного
ввода

1

Раздел 3. Зарубежная литература

3.1

Зарубежная проза второй половины XIX
века. (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения
Ч.Диккенса «Дэвид Копперфилд»,
«Большие надежды», Г.Флобера «Мадам
Бовари», Э. Золя «Творчество», Г. де
Мопассана «Милый друг» и др.

2

Поле для свободного
ввода

3.2

Зарубежная поэзия второй половины XIX
века. (не менее двух стихотворений
одного из поэтов по выбору). Например,
стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера, П.
Верлена, Э. Верхарна и др.

1

Поле для свободного
ввода

3.3

Зарубежная драматургия второй
половины XIX века. (не менее одного
произведения по выбору).Например,
пьесы Г.Гауптмана «Перед восходом
солнца», «Одинокие», Г. Ибсена
«Кукольный дом», «Пер Гюнт» и др.

1

Поле для свободного
ввода

Итого по разделу

4

Развитие речи

15

Поле для свободного
ввода

Поле для свободного
ввода

Уроки внеклассного чтения

2

Итоговые контрольные работы

4

Подготовка и защита проектов

8

Поле для свободного
ввода

Резервные уроки

12

Поле для свободного
ввода

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Поле для свободного
ввода

3

3

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

1

Введение в курс литературы второй
половины ХIX века. А. Н. Островский.
Страницы жизни и творчества

2

Тематика и проблематика, особенности
сюжета и конфликта в драме "Гроза"

3

Катерина в системе персонажей пьесы
"Гроза"

4

Город Калинов и его обитатели

5

Смысл названия драмы "Гроза", ее
жанровое своеобразие

6

Драма «Гроза» в русской критике

7

Тематика и проблематика пьесы
А.Н.Островского "Бесприданница" или
"Свои люди - сочтемся"

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

8

Главные герои пьесы "Бесприданница"
или "Свои люди - сочтемся"

9

Драматическое новаторство
А.Н.Островского

10

Подготовка и защита проектов. Пьесы
А.Н. Островского на сцене современного
театра

11

Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по пьесе
А.Н.Островского «Гроза»

12

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по пьесе А.Н.Островского
«Гроза»

13

Основные этапы жизни и творчества
И.А.Гончарова

14

История создания романа "Обломов".
Особенности композиции

15

Образ главного героя в романе
"Обломов"

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

16

Обломов и Штольц

1

Поле для
свободного
ввода1

17

Женские образы в романе "Обломов" и

1

Поле для

их роль в развитии сюжета

свободного
ввода1
1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

25

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману И.А.Гончарова
«Обломов»

1

Поле для
свободного
ввода1

26

Основные этапы жизни и творчества
И.С.Тургенева. Творческая история

1

Поле для
свободного

18

Социально-философский смысл романа
"Обломов"

19

Русская критика о романе "Обломов".
Понятие «обломовщина»

20

Проблематика романа И.А.Гончарова
"Обыкновенная история"

21

Система образов в романе
"Обыкновенная история"

22

Документальное и художественное в
очерках из книги "Фрегат "Паллада"

23

Продготовка и защита проектов. Роман
"Обломов" в различных видах искусства

24

Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по роману
И.А.Гончарова «Обломов»

создания романа «Отцы и дети»

ввода1

27

Русское общество в романе "Отцы и
дети"

1

Поле для
свободного
ввода1

28

Сюжет и проблематика романа «Отцы и
дети»

1

Поле для
свободного
ввода1

29

Своеобразие конфликта и основные
стадии его развития в романе "Отцы и
дети"

1

Поле для
свободного
ввода1

30

"Отцы" в романе: братья Кирсановы,
родители Базарова

1

Поле для
свободного
ввода1

31

Анализ сцен споров Евгения Базарова и
Павла Петровича Кирсанова

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

32

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

33

Женские образы в романе "Отцы и дети"

34

Полемика вокруг романа: образ Базарова
в русской критике. Статьи Д.И.Писарева
«Базаров» и др.

35

Идейно-художественное содержание
романа И.С.Тургенева "Дворянское
гнездо"

36

Система образов романа "Дворянское
гнзедо". "Тургеневская девушка"

37

Смысл названия романа "Дворянское
гнездо"

38

Поэтика романов И.С. Тургенева,
своеобразие жанра

39

Статья "Гамлет и Дон Кихот": герой в
контексте мировой литературы

40

Подготовка и защита учебных проектов.
Интерпретация романа "Отцы и дети" в
различных видах искусств

41

Резервный урок. Подготовка к
домашнему сочинению по роману
И.С.Тургенева «Отцы и дети»

42

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману И.С.Тургенева
«Отцы и дети»

43

Основные этапы жизни и творчества
Ф.И.Тютчева

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

44

Ф.И.Тютчев - поэт-философ

1

Поле для
свободного
ввода1

45

Человек, история, природа в лирике

1

Поле для

Ф.И.Тютчева

46

Тема Родины в поэзии Ф.И. Тютчева

47

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

48

Художественное своеобразие поэзии
Тютчева

свободного
ввода1
1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

49

Поэзия Тютчева и литературная традиция

50

Развитие речи. Анализ лирического
произведения Ф.И.Тютчева

51

Основные этапы жизни и творчества
Н.А.Некрасова. О народных истоках
мироощущения поэта

52

Гражданская поэзия Н.А. Некрасова и
лирика чувств

53

Анализ лирического произведения
Н.А.Некрасова

1

Поле для
свободного
ввода1

54

История создания поэмы Н.А.Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо". Жанр,

1

Поле для
свободного

фольклорная основа произведения

ввода1

55

Сюжет поэмы "Кому на Руси жить
хорошо": путешествие как прием
организации повествования. Авторские
отступления

1

Поле для
свободного
ввода1

56

Многообразие народных типов в галерее
персонажей «Кому на Руси жить
хорошо»

1

Поле для
свободного
ввода1

57

Образ Матрены Тимофеевны, смысл
―бабьей притчи‖

1

Поле для
свободного
ввода1

58

Проблемы счастья и смысла жизни в
поэме "Кому на Руси жить хорошо"

1

Поле для
свободного
ввода1

59

Развитие речи. Сочинение по поэме Н.А.
Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

1

Поле для
свободного
ввода1

60

Резервный урок. Сочинение по поэме
Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо"

1

Поле для
свободного
ввода1

61

Основные этапы жизни и творчества А.
А.Фета. Теория «чистого искусства»

1

Поле для
свободного
ввода1

62

Человек и природа в лирике поэта А.
А.Фета

1

Поле для
свободного
ввода1

63

―Вечные‖ темы в лирике А.А. Фета

1

Поле для
свободного

ввода1
64

Философская проблематика лирики А.
А.Фета

65

Психологизм лирики А.А. Фета

66

Особенности поэтического языка А.
А.Фета

67

Поэзия А. А.Фета и литературная
традиция

68

Развитие речи. Анализ лирического
произведения А.А. Фета

69

Подготовка к контрольному сочинению
по поэзии второй половины XIX века

70

Контрольное сочинение по поэзии
второй половины XIX века

71

Основные темы, мотивы и образы поэзии
А.К. Толстого

72

Взгляд на русскую историю в
произведениях А.К. Толстого

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

75

Публицистика писателя: статьи «Детство
и отрочество. Сочинение графа Л. Н.
Толстого. Военные рассказы графа Л. Н.
Толстого», «Русский человек на rendezvous. Размышления по прочтении
повести г. Тургенева ‖Ася―»

1

Поле для
свободного
ввода1

76

Основные этапы жизни и творчества
М.Е.Салтыкова-Щедрина. Мастер сатиры

1

Поле для
свободного
ввода1

77

«История одного города» как
сатирическое произведение. Глава «О
корени происхождения глуповцев»

1

Поле для
свободного
ввода1

78

Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев». «Опись
градоначальникам», «Органчик»,
«Подтверждение покаяния» и др.

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

73

История создания романа "Что делать?".
Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского

74

Идеологические, этические и
эстетические проблемы в романе "Что
делать?"

79

Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева

80

Тема народа и власти. Смысл финала
"Истории одного города"

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

89

Раскольников в системе образов.
Раскольников и его «двойники»

1

Поле для
свободного
ввода1

90

Униженные и оскорбленные в романе

1

Поле для

81

Политическая сатира сказок
М.Е.Салтыкова-Щедрина

82

Художественный мир М.Е. СалтыковаЩедрина: приемы сатирического
изображения

83

Подготовка к презентации пректов по
литературе второй половины XIX века

84

Презентация проектов по литературе
второй половины XIX века

85

Основные этапы жизни и творчества
Ф.М.Достоевского

86

История создания романа «Преступление
и наказание». Жанровая и
композиционная особенности

87

Основные сюжетные линии романа
«Преступление и наказание»

88

Преступление Раскольникова. Идея о
праве сильной личности

«Преступление и наказание»

свободного
ввода1
1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

98

Развитие речи. Письменный ответ на
проблемный вопрос

1

Поле для
свободного
ввода1

99

Проблематика романа "Идиот"

1

Поле для
свободного

91

Образ Петербурга в романе
«Преступление и наказание»

92

Образ Сонечки Мармеладовой и
проблема нравственного идеала в романе

93

Библейские мотивы и образы в романе
«Преступление и наказание»

94

Роль внутренних монологов и снов
героев романа «Преступление и
наказание»

95

Портрет, пейзаж, интерьер и их
художественная функция в романе
«Преступление и наказание»

96

Роль эпилога. Смысл названия романа
«Преступление и наказание»

97

«Преступление и наказание» как
философский роман

ввода1
100

Проблема нравственного выбора в
романе "Идиот"

101

Психологизм прозы Ф.М. Достоевского

102

Художественные открытия Ф.М.
Достоевского

103

Историко-культурное значение романов
Ф.М.Достоевского

104

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману «Преступление и
наказание»

105

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману «Преступление и
наказание»

106

Основные этапы жизни и творчества
Л.Н.Толстого

107

На пути к "Войне и миру". Правда о
войне в "Севастопольских рассказах"

108

История создания романа «Война и мир».
Жанровые особенности произведения

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

109

Смысл названия романа «Война и мир».
Историческая основа произведения

110

Нравственные устои и жизнь дворянства
в романе «Война и мир»

111

«Мысль семейная» в романе: Ростовы и
Болконские

112

Нравственно-философские взгляды
Л.Н.Толстого, воплощенные в женских
образах

113

Андрей Болконский: поиски смысла
жизни

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

114

Духовные искания Пьера Безухова

115

Развитие речи. Письменный ответ на
проблемный вопрос

116

Отечественная война 1812 года в романе
«Война и мир»

117

Бородинское сражение как идейнокомпозициионный центр романа «Война
и мир»

1

Поле для
свободного
ввода1

118

Образы Кутузова и Наполеона в романе

1

Поле для

«Война и мир»

119

«Мысль народная» в романе «Война и
мир»

120

Картины партизанской войны в романе
«Война и мир». Значение образа Тихона
Щербатого

свободного
ввода1
1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

121

Русский солдат в изображении Толстого

122

Проблема национального характера в
романе «Война и мир». Образы Тушина и
Тимохина

123

Философия истории в романе «Война и
мир»: роль личности и стихийное начало

124

Москва и Петербург в романе «Война и
мир»

125

Психологизм прозы Толстого:
«диалектика души»

126

Значение творчества Л.Н.Толстого в
отечественной и мировой культуре.
Критика о Толстом

1

Поле для
свободного
ввода1

127

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману Л.Н.Толстого

1

Поле для
свободного

ввода1
128

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по роману Л.Н.Толстого

129

Основные этапы жизни и творчества
Н.С.Лескова. Художественный мир
произведений писателя

130

Изображение этапов духовного пути
личности. Тема праведничества в повести
"Очарованный странник"

131

Загадка женской души. Символичность
названия «Леди Макбет Мценского
уезда»

132

Развитие речи. Письменный ответ на
проблемный вопрос

133

Внеклассное чтение. Любимые страницы
литературы второй половины XIX века»

134

Итоговая контрольная работа

135

Итоговая контрольная работа

136

Основные этапы жизни и творчества
А.П.Чехова. Новаторство прозы писателя

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

1

Поле для
свободного
ввода1

137

Многообразие философскопсихологической проблематики в
рассказах А.П. Чехова

1

Поле для
свободного
ввода1

138

Идейно-художественное своеобразие
рассказа «Ионыч»

1

Поле для
свободного
ввода1

139

Поиски идеала и проблема
ответственности человека за свою
судьбу: трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви»

1

Поле для
свободного
ввода1

140

Тема любви в чеховской прозе: рассказы
«Дама с собачкой», «Душечка»

1

Поле для
свободного
ввода1

141

Художественное своеобразие прозы А.П.
Чехова

1

Поле для
свободного
ввода1

142

Развитие речи. Письменный ответ на
проблемный вопрос

1

Поле для
свободного
ввода1

143

История создания, жанровые
особенности комедии «Вишневый сад»

1

Поле для
свободного
ввода1

144

Проблематика пьесы «Вишневый сад».
Особенности кофликта и системы
образов. Разрушение «дворянского
гнезда»

1

Поле для
свободного
ввода1

145

Раневская и Гаев как герои уходящего в
прошлое усадебного быта

1

Поле для
свободного

ввода1
146

Настоящее и будущее в комедии
«Вишневый сад»: образы Лопахина, Пети
и Ани

147

Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс) в
комедии «Вишневый сад»

148

Смысл названия пьесы «Вишневый сад»,
ее символика

149

Проблема цели и смысла жизни в
чеховских пьесах «Чайка», «Дядя Ваня»,
«Три сестры» - по выбору

150

Своеобразие героев в драматургии А.П.
Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три
сестры» - по выбору

151

Художественное мастерство, новаторство
Чехова-драматурга

152

Значение творческого наследия Чехова
для отечественной и мировой литературы
и театра

153

Развитие речи. Подготовка к домашнему
сочинению по пьесе "Вишневый сад"

154

Подготовка и защита проектов по прозе и
драматургии второй половины XIX века

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

155

Литература народов России. Страницы
жизни поэта и особенности его лирики
(по выбору)

156

Резервный урок. Литература народов
России. Анализ лирического
произведения по выбору

157

Зарубежная проза второй половины XIX
века. Жизнь и творчество писателя
Ч.Диккенса, Г. Флобера, Э. Золя, Г. де
Мопассана и др. История создания,
сюжет и композиция произведения

158

Зарубежная проза второй половины XIX
века.Тематика, проблематика. Система
образов

159

Резервный урок. Художественное
мастерство писателя (на выбор,
Ч.Диккенса, Г. Флобера, Э. Золя, Г. де
Мопассана и др.)

160

Резервный урок. Письменный ответ на
проблемный вопрос

161

Зарубежная поэзия второй половины XIX
века. Страницы жизни поэта на выбор А. Рембо, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э.
Верхарна и др., особенности его лирики

162

Резервный урок. Зарубежная поэзия
второй половины XIX века.
Символические образы в
стихотворениях, особенности

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

поэтического языка
163

Резервный урок. Зарубежная поэзия
второй половины XIX века. Анализ
лирического произведения по выбору

164

Зарубежная драматургия второй
половины XIX века. Жизнь и творчество
драматурга Г.Гауптмана, Г. Ибсена,
история создания, сюжет и конфликт в
произведении

165

Резервный урок. Зарубежная
драматургия второй половины XIX века.
Проблематика пьесы. Система образов.
Новаторство драматурга

166

Резервный урок. Повторение. Сквозные
образы и мотивы в литературе второй
половины XIX века

167

Резервный урок. Обобщение
пройденного материала по литературе
второй половины XIX века

168

Внеклассное чтение "В мире
современной литературы"

169

Подготовка к презентации проекта по
зарубежной литературе второй половины
ХIХ века

170

Презентация
индивидуального/коллективного
учебного проекта по теме

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

1

Поле для
свободного
ввода1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

3

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(234)3-17-94, +7(928) 535-57-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».