РП литературное чтение 1 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
город Кизилюрт
МКОУ СОШ №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей
начальных классов

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________

________________________

________________________

Умаханова И.М.
Приказ №1
от 28.08.2023 г.

Магомедова Ю.А.
Приказ №1
от 29.08.2023 г.

Ибрагимова Р.О.
Приказ №1
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1448754)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов

Кизилюрт 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели
и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(познавательных,
коммуникативных,
регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с
учѐтом возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения
других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приѐмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности
обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное
или прочитанное произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
 для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-

эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80
часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Обучение грамоте[1]
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и
стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме
под диктовку и при списывании.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие
текста произведений художественной литературы и устного народного творчества
(не менее четырѐх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка:
сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок:
последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и
литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества
(отношение к природе, людям, предметам).
Произведения для чтения: народные сказки о животных «Лисица и тетерев»,
«Лиса и рак», литературные (авторские) сказки К.Д. Ушинский «Петух и собака»,
сказки В.Г.Сутеева «Кораблик», «Под грибом» и другие (по выбору).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее
представление): чему посвящено, о чѐм рассказывает. Главная мысль произведения:
его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной
темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на
примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Е. А.
Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева). Характеристика героя

произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его
соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственноэтических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает
никому», Л.Н. Толстой «Косточка», Е.А. Пермяк «Торопливый ножик»,
В.А. Осеева «Три товарища», А.Л. Барто «Я – лишний», Ю.И. Ермолаев
«Лучший друг» и другие (по выбору).
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение
поэтических произведений о природе (на примере трѐх-четырѐх доступных
произведений А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой, С. Я. Маршака и
др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года,
человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи,
сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение,
которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в
произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к
произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении.
Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество – малые фольклорные жанры (не менее шести
произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества:
потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).
Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка – игровой народный
фольклор. Загадки – средство воспитания живости ума, сообразительности.
Пословицы – проявление народной мудрости, средство воспитания понимания
жизненных правил.
Произведения для чтения: потешки, загадки, пословицы.
Произведения о братьях наших меньших (трѐх-четырѐх авторов по выбору) –
герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях
человека и животных – воспитание добрых чувств и бережного отношения к
животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение.
Характеристика героя: описание его внешности. Осознание нравственно-этических
понятий: любовь и забота о животных.
Произведения для чтения: В.В. Бианки «Лис и Мышонок», Е.И. Чарушин «Про
Томку», М.М. Пришвин «Ёж», Н.И. Сладков «Лисица и Ёж» и другие.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о
маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А.
Благининой, А. Л. Барто, А. В. Митяева и др.). Осознание нравственно-этических
понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к
ребѐнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Произведения для чтения: Е.А. Благинина «Посидим в тишине», А.Л. Барто
«Мама», А.В. Митяев «За что я люблю маму» и другие (по выбору).
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх
произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом
жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.
Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными,
фантастическими.
Произведения для чтения: Р.С. Сеф «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо», Б.В.
Заходер «Моя Вообразилия», Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том,
что книга – источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации –
элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при
выборе книг в библиотеке.
Изучение литературного чтения в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной
деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и
стихотворные произведения;
 понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного
текста;
 ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные
жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка
(фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в
пределах изученного);
 различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы,
сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);
 анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность
событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или
отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому
содержанию;
 сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:

понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях,
различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и другие);
 соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста,
которые соответствуют иллюстрации.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
 читать
наизусть
стихотворения,
соблюдать
орфоэпические
и
пунктуационные нормы;
 участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного
текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своѐ
отношение к обсуждаемой проблеме;
 пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы,
рисунки, предложенный план;
 объяснять своими словами значение изученных понятий;
 описывать своѐ настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок,
рассказов.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае
необходимости обращаться за помощью к учителю;
 проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык
чтения;
 с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении
читательской деятельности.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 проявлять желание работать в парах, небольших группах;
 проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться,
ответственно выполнять свою часть работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в
процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы и творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
 осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре,
к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ
отношение в разных видах художественной деятельности;
 приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
 понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
 потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:

сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения
произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;


анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания
предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и
представлены по годам обучения.



















1 КЛАСС
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в
различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для
личного развития, находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми
словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и
перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объѐму
произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные
времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного
творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки,
сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста
прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность
событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или
отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с
использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе
изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок,
содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением
последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова,
вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;








составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3
предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3
предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учѐтом
рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по
предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Обучение грамоте
1.1

Развитие речи

4

1.2

Фонетика

4

1.3

Чтение

62

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

70

Раздел 2. Систематический курс
2.1

Сказка народная (фольклорная) и
литературная (авторская)

8

2.2

Произведения о детях и для детей

5

2.3

Произведения о родной природе

4

2.4

Устное народное творчество — малые
фольклорные жанры

3

2.5

Произведения о братьях наших меньших

4

2.6

Произведения о маме

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411a40

2.7

Фольклорные и авторские произведения о
чудесах и фантазии

2

2.8

Библиографическая культура (работа с
детской книгой)

1

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

99

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1-4 КЛАСС (АВТОРЫ
КЛИМАНОВА Л. Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)
1 КЛАСС
№
п/п

2
3
4
5
6
7

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Тема урока
Контрольные
работы

Практически
е работы

1

0

0

05.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

06.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

07.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

12.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

13.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

14.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

1

0

0

19.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Всего

1

Дата
изучения

Количество часов

«Азбука» — первая учебная книга.
Стр.3-4
Здравствуй школа. Устная и письменная речь.
Предложение. (с.4-5).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Предложение и слово. (с.6-7)
Люби все живое. Слово и слог. (с.8-9)
Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог.
Ударение. (с.10-11)
Согласие крепче каменных стен. Звуки в
окружающем мире и речи. (с.12-13)
Край родной, навек любимый. Гласные и
согласные звуки. (с.14-15)

8

Век живи, век учись. Как образуется слог?
(с.16-17)

1

0

0

20.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

9

Повторение - мать учения. (с.18-19)

1

0

0

21.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

10

Гласные и согласные звуки.

1

0

0

26.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

11

Звуки и буквы.

1

0

0

27.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

12

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а].
Буквы А, а. (с.20-23)

1

0

0

28.09.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

13

Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о].

1

0

0

03.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Буквы О, о. (с.24-27)
14

Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и].
Буквы И, и. (с.28-31)

1

0

0

04.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

15

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук
[ы]. Буква Ы, ее функция в слоге-слиянии.
(с.32-35)

1

0

0

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

16

Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у].
Буквы У, у, их функция в слоге-слиянии. (с.3639)

1

0

0

10.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

17

Гласные звуки и буквы.Повторение изученных
букв

1

0

0

11.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

18

Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н,].
Буквы Н, н. (с.40-43)

1

0

0

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

19

Старый друг лучше новых двух.
Звуки [с], [с,]. Буква С, с. (с.44-47)
Дружная компания героев.

1

0

0

17.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

20

Каков мастер, такова и работа.
Звуки [к], [к,]. Буквы К, к. (с.48-51)

1

0

0

18.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

21

А.С.Пушкин. Сказки. Звуки [т], [т,]. (с.52-54)

1

0

0

19.10.2023

https://m.edsoo.ru/7f411a40

22

Согласные звуки [т], [т,]. Буквы Т, т. (с.55-57)

1

0

0

24.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

25.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

26.10.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

,

23
24

К.И.Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л ]. Буквы
Л, л. (с.58-63)
Чтение слов с буквой Л, л

25

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р, р (с.64-67).

1

0

0

07.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

26

Век живи – век учись. Звуки [в], [в,]. Буквы В,
в (с.68-71).

1

0

0

08.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

27

Русская народная сказка. Звуки [й,э][ ,э]. Буквы
Е, е (с.72-77)

1

0

0

09.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

28

Чтение слов с Е.

1

0

0

14.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

29

Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п],
[п,]. Буквы П, п. (с.78-83).

1

0

0

15.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

30

Чтение слов с П.

1

0

0

16.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

31

Москва – столица России. Звуки [м], [м,].
Буквы М, м. (с.84-89)

1

0

0

21.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

32

Чтение слов с М.

1

0

0

22.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

,

33

О братьях наших меньших. Звуки [з], [з ].
Буквы З, з. (с.90-93)

1

0

0

23.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

34

Закрепление умения чтения предложений с
буквами З, з. (с.92-95)

1

0

0

28.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

35

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Звуки
[б], [б,]. Буквы Б, б. (с.96-98)

1

0

0

29.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

30.11.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

36

Закрепление знаний о буквах Б, б
Сопоставление букв Б-П. (с.98-100)

37

Терпение и труд все перетрут. Звуки [д], [д,].
Буквы Д, д. (с.104-107).

1

0

0

05.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

38

Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв
д – т в слогах и словах. (с.108-109)

1

0

0

06.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

07.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

39

Россия – Родина моя. Звуки [й, а],[,а]. Буквы Я,
я (с.110-112). Самый южный регион России.

40

Сад, садовые растения. Чтение текстов с
буквой Я (с.113-115)

1

0

0

12.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

41

Чтение слов с Е и Я. (с.116 - 117)

1

0

0

13.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

42

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.
Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. (с.118-120)

1

0

0

14.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

43

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая
связь слов в предложении. (с121-123) С севера
на юг.

1

0

0

19.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

44

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,]. Буква Ч.
Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. (ч.II, с.4-5,7)

1

0

0

20.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

45

Буква Ч (закрепление.) Чтение текстов с
буквой Ч. (с.8-9)

1

0

0

21.12.2023

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

46

Красна птица опереньем, а человек - уменьем.
Буква Ь как показатель мягкости согласных
звуков. (с.10-13).

1

0

0

26.12.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

47

Разделительный мягкий знак. (с. 14 - 15)

1

0

0

27.12.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

48

Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук
[ш]. Буквы Ш, ш. (с.16-18).

1

0

0

28.12.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

09.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

49

Чтение текстов с буквой Ш.(с.19-23).

50

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук
[ж]. Буквы Ж, ж. (с.24-25)

1

0

0

10.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

51

Чтение слов с Ж и Ш. (с. 26 - 27)

1

0

0

11.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

52

Чтение слов с Ж и Ш. (с. 26 - 27)

1

0

0

16.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

53

Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буквы Ё,
ѐ.(с.30-32).

1

0

0

17.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

54

Чтение слов с Ё.

1

0

0

18.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

,

55

Жить – Родине служить. Звук [й ]. Буква Й.
(с.34-35). Рождѐнные в Дагестане.

1

0

0

23.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

56

Согласный звук [й,]. Букв Й, й. (с.36-37)

1

0

0

24.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

57

Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х],
[х,]. Буквы Х, х. (с.38-42)

1

0

0

25.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

30.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

58

Чтение текстов о животных и моральноэтического характера. Хх. Звуки [х], [х,]. Буквы
Х, х. (с.43-44). Дружба, проверенная веками.

59

Твердые и мягкие согласные.(с.45)

1

0

0

31.01.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

60

С.Я.Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
Звуки [й,у], [,у]. Буквы Ю, ю. (с.46-47)

1

0

0

01.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

06.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

61

Буквы Ю, ю (закрепление).

(с.48-49)
62

Хороша потеха, когда много доброго смеха.
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

1

0

0

07.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

08.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

13.02.2024

1

0

0

14.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

66

Русская народная сказка «По щучьему
велению». Звук [щ,]. Буквы Щ, щ.
.Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (с.62-69)

1

0

0

15.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

67

«Играют волны, ветер свищет..». Звуки [ф],
[ф,]. Буквы Ф, ф. (с.70-72)

1

0

0

27 .02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

68

Буквы Ф, ф (закрепление) (с. 73) Северные
ворота Дагестана.

1

0

0

28.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

69

Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ.(с.74-76).

1

0

0

29.02.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

(с.50-52)
Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление).
63
64

( с.53-55)
Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы
Э, э. (с.56-58).
Гласный Звук [э], буквы Э, э (закрепление).

65

(с.59-61)

70

Мягкий и твердый разделительные знаки (с.78
- 81)

1

0

0

05.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

71

Как хорошо уметь читать! (с.82 - 83) В.
Берестов

1

0

0

06.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

72

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился
говорить букву «р». (с.84 - 85)

1

0

0

07.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

73

Наше Отечество. К. Ушинский (с.86 - 87)

1

0

0

12.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

74

История славянской азбуки. (с.88-89).История
первого русского букваря. (с.90-91)

1

0

0

13.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

75
76

А.С.Пушкин -слава и гордость нашей Родины.
(с.92-93)
Рассказы Л.Н.Толстого для детей.
(с.94-95)

1

0

0

14.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

19.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

77

Творчество К. И. Чуковского. «Телефон»,
«Путаница» (с.96 - 97)

1

0

0

20.03.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

78

В. В. Бианки. «Первая охота».
(с.98 - 99)

1

1

0

02.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

79

Творчество С. Я. Маршака «Угомон»,
«Дважды два»(с. 100 - 101)

1

0

0

03.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

80

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток
молока» (с.102 - 103)

1

0

0

04.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

81

А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в
слова» (с.104 - 105)

1

1

0

09.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

82

С.В. Михалков «Котята» (с.106)
Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»
(с.107)

1

0

0

10.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

83

В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Пѐсья
песня» (с.108)

1

0

0

11.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

84

Проект: «Живая Азбука» (с.109 - 111)
«Куда спешишь, мальчишка»

1

0

0

16.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

85

В.Данько. Загадочные буквы.
Авторская сказка. И.Токмакова. Аля, Кляксич
и буква А.

1

0

0

17.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

18.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

87

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая
«Разговор с пчелой».
И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

0

0

23.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

88

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
Из старинных книг.

1

0

0

24.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

C. Чѐрный «Живая азбука».
86

Ф. Кривин «Почему «А» поѐтся, а «Б» нет»

89

90
91

92

93

Е. Чарушин «Теремок».
Русская народная сказка
«Рукавичка»
Загадки и песенки. Русские народные потешки.
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки
Гусыни»
Авторская сказка. А.С.Пушкин. Русская
народная сказка «Петух и собак»
А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…»
А.Плещеев «Сельская песенка».
Т. Белозѐров «Подснежник». С. Маршак
«Апрель». Путешествие продолжается.

94

Стихи-загадки писателей И.Токмаковой,
Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой

95

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа.
Произведения из старинных книг. И. Токмакова
«Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г.
Кружков «Ррры!»

96

97

98

Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский
«Федотка». О. Дриз «Привет», О.Григорьев
«Стук».
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»,
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»,
К.И.Чуковский «Телефон» М. Пляцковский
«Помощник».
Ю.Ермолаев. «Лучший друг». Е.Благинина.
«Подарок». В.Орлов. «Кто первый?»

1

0

0

25.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

30.04.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88
https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

1

0

0

0

07.05.2024
08.05.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

14.05.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

15.05.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

0

1

0

0

1

0

0

https://m.edsoo.ru/8bc47e88
1

0

0

16.05.2024

21.05.2024
1

0

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

0
https://m.edsoo.ru/8bc47e88

1

0

0

22.05.2024

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/8bc47e88

С.Михалков. «Бараны».
99

1

0

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине
игрушек». В. Орлов «Если дружбой
дорожить…»И. Пивоварова «Вежливый ослик».
Я. Аким «Моя родня».

1

0

Общее количество часов по программе

99

2

0
28.05.2024
0

https://m.edsoo.ru/8bc47e88


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(234)3-17-94, +7(928) 535-57-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».