2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание себя как гражданина России; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения; понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: оценивания поступков, явлений, события с точки зрения собственных ощущений, соотношения их с общепринятыми нормами и ценностями; описания своих чувств и ощущений от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительного отношения к результатам труда мастеров; принятия другого мнения и высказывания, уважительного отношения к нему; адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: 3 принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению. Познавательные УУД Обучающийся научится: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет; приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать еѐ для выполнения предлагаемых и жизненных задач; делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 4 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: формулировать свои мысли с учѐтом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать и аргументировать; слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться; сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи). Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Обучающийся научится: 5 организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; использовать знания и умения, приобретѐнные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности; бережно относиться и защищать природу и материальный мир; безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву). Обучающийся получит возможность научиться: уважительно относиться к труду людей; понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их; понимать особенности групповой проектной деятельности; осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты Обучающийся научится: читать простейший чертѐж (эскиз) развѐрток; выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов; применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы); работать с простейшей технической документацией; подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приѐмы изготовления изделий; выполнять рицовку; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет). Обучающийся получит возможность научиться: выполнять символические действия моделирования и преобразования модели; прогнозировать конечный практический результат; проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки; 6 создавать мысленный образ конструкции самостоятельно воплощать его в материале. и Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере) Обучающийся научится: создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point; выводить документ на принтер; соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: составлять и изменять таблицу; создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher; создавать презентацию в программе MS PowerPoint; соблюдать режим и правила работы на компьютере; 1. Содержание учебного предмета «Технология» Как работать с учебником Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. 7 Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Человек и земля Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, еѐ свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей. Отыскивать на обертке продукции информацию о еѐ производителе и составе. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад Человек и вода Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Определять правильное крепление и расположение груза. Человек и воздух Использовать приемы работы с отверткой и гаечным ключом. Осваивать правила разметки деталей на бумаге. Использовать прием работы с шилом. Выполнять модель ракеты из картона на основе самостоятельного чертежа. Человек и информация Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе MicrosoftWord. Применять правила работы на компьютере. Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord.Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника» Объяснять значение различных элементов (форзац, переплѐтная крышка) книги. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. 8 2. Тематическое планирование № 1 23 4 5 67 89 10 -11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема урока Как работать с учебником. Путешествие по городу. Человек и земля — 21 час Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. Количество часов 1 2 Полезные ископаемые. Буровая вышка. Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. 1 1 2 Монетный двор. Стороны медали. Медаль. 2 Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. 2 Швейная фабрика. Прихватка. Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. Обувное производство. Модель детской летней обуви. 1 1 2 Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. 2 Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 2 Бытовая техника. Настольная лампа. 2 Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. 1 9 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Человек и вода – 3 часа Водоканал. Фильтр для воды. 1 Порт. Канатная лестница. Узелковое плетение. Браслет. Человек и воздух – 3 часа Самолетостроение. Самолет. Ракетостроение. Ракета-носитель. Летательный аппарат. Воздушный змей. Человек и информация – 6 часов Создание титульного листа. Работа с таблицами. Создание содержания книги. Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». 1 1 Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 2 10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 4 КЛАСС № 1 Тема урока Как работать с учебником. Путешеств ие по городу. Основное содержание Инструктаж по ТБ Цели предметные Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил Человек и земля — 21 час 11 Планируемые результаты личностные метапредметные уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, Р: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; П: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К: донести свою позицию до других: Домашнее задание Повторить правила по ТБ 23 Вагоностро ительный завод. Кузов вагона. Пассажирс кий вагон. Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели из бумаги. Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. 4 Полезные ископаемы е. Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. . Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. Усвоение уметь первоначальных самостоятельно представлений о пользоваться материальной учебником и культуре как продукте рабочей тетрадью предметнодля 3 класса, преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники Проявлять: безопасности; нтерес к изучению темы; бережное тношение к природе города; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; желание участвовать в проекте «Двор моей мечты». 12 Р: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; П: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К: донести свою позицию до других: Доделать изделие Р: осуществлять поиск Подготови информации, используя ть материалы учебника, сообщение выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления с этапами создания изделия. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 5 Полезные ископаемы е. Малахитов ая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). . Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; 13 проявлять интерес Р: уметь совместно с Доделать к объектам учителем выявлять и изделие социального формулировать назначения. учебную проблему; П: добывать новые знания в процессе наблюдений, и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; К: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения 67 Автомобил ьный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. Знакомство с производственн ым циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствова ть навыки работы с различными видами конструкторов. Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Организовывать' рабочее место (этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; проявлять интерес Р: самостоятельно к ландшафтному формулировать цель дизайну. урока после предварительного обсуждения; П: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертѐж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Оформить изделие 89 Монетный двор. Стороны медали. Медаль. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка). Оформить проект 14 Р: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. 10 Фаянсовый -11 завод. Основа для вазы. Ваза. 12 Швейная фабрика. Прихватка. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. . Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; Знакомство с технологией производственно го процесса на швейной фабрике и профдеятельност и людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. отработать алгоритм выполнения петельного шва в работе над изделием «Украшение фартука». 15 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. проявлять интерес к истории создания одежды. Р: под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать иклассифицировать фак т явления; определять причинноследственные связи изучае мых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний Р: осуществлять информационный,практ ический поиск и открытие нового знания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Подготови ть сообщение Оформить изделие Подготови ть изделие к выставке 13 Мягкая игрушка. Новогодня я игрушка. Птичка. 14 15 Обувное производст во. Модель детской летней обуви. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. развивать умения сочетать цвета в композиции, размечать по линейке. проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных. Р: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; оценивать по заданным критериям. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Оформить изделие научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; отработать навык составления плана работы. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование Р: под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать Подготови ть сообщение Доделать изделие 16 16 17 Деревообра батывающе е производст во. Лесенкаопора для растений. Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательно стью изготовления изделий из древесины. Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. познакомить с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания карнавального костюма из подручных средств 18 19 Кондитерск ая фабрика. «Пирожное «Картошка »», «Шоколадн ое печенье» Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где крупнейшие кондитерские фабрики Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков 17 уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. проявлять интерес к истории создания одежды. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. факты и явления; делать выводы на основе обобщения полученных знаний; К: средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); Подготови ть сообщение Оформить изделие Р: осуществлять информационный,практ ический поиск и открытие нового знания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Подготови ть сообщение Оформить изделие 20 21 Бытовая техника. Настольная лампа. Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Уметь объяснять новые понятия, используя текст учебника. Находить и отбирать информацию о бытовой технике. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрочайником, осмысливание их значение для соблюдения мер без-ти и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности 18 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие соц роли обуч-ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. проявлять интерес к истории создания одежды. К: средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); Р: осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов) Подготови ть сообщение Оформить изделие 22 Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности Человек и вода – 3 часа. 19 Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. П: перерабатывать Подготови полученную инф-цию: ть проект сравнивать факты и клумбы явления;определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний; К: средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) 23 Водоканал. Знакомство с Фильтр для системой воды. водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения и о фильтрации воды. Использо-вать иллюстрации для сост-я расс-за о сис-е водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Прово-дить эксперимент по очистки воды, составлять отчет Изгото-вить струеметр и исследо-вать количество воды, кот. расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 20 Развитие самостоятельност и и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р : осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов) К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Доделать изделие 24 Порт. Канатная лестница. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Уметь находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Знать , где можно на практике или в быту применять свои знания. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Развитие самостоятельност и и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р: самостоятельно Подготови формулировать цель ть урока после предварит. сообщение обсуждения; П: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике энциклопедиях, справочниках, Интернете; К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих речевых ситуаций 25 Узелковое плетение. Браслет. Знакомство с правилами работы и последовательно стью создания изделия в стиле «макраме». Знать : приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Уметь сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Развитие самостсти и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. П: перерабатывать полученную инф-цию: делать выводы на основе обобщения полученных знаний; К: средством формния этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога Человек и воздух – 3 часа 21 Оформить изделие 26 Самолетос троение. Самолет. Первичные сведения о самолетостроени и, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. Уметь находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты.. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 22 Развитие самостсти и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Р: осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжныхинструменто в) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Доделать изделие 27 Ракетостро ение. Ракетаноситель. Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона. Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 23 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций П: перерабатывать Подготови получ. информацию: ть сравнивать факты и сообщение явления;определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий;делать выводы на основе обобщения полученных знаний; К: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 28 Летательн ый аппарат. Воздушны й змей. 29 Создание титульного листа. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Человек и информация – 6 часов. Осмысление Получение Формирование Находить и отбирать места и значения информацию о первоначальных установки на информации в технологическом процессе представлений о безопасный и жизни человека. издания книги, о профессии созидательном и здоровый образ Виды и способы людей, участвующих в ее нравственном жизни. передачи создании. Выделять этапы значении труда в Воспитание информации. издания книги, соотносить жизни человека и патриотизма, Знакомство с их с профессиональной общества; о мире чувства гордости работой деятельностью людей, профессий и важности за свою Родину, издательства. участвующих в ее создании правильного выбора российский народ профессии. и историю России. Уметь находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. 24 Р: осуществлять текущий в точности выполнения технол. операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжныхинструменто в) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструкт. доработки. Оформить изделие . Р: осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций, итоговый контроль качества выполненного изделия, проверять модели в действии, вносить необходимые доработк и. П: преобразовывать Доделать изделие 30 Работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Уметь закреплять знания и умения работы на компьютере; освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 31 Создание содержани я книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Уметь объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Знать определение значения компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 25 Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. инф-ию: представлять ее в виде текста, таблицы, схемы К: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться между собой. Р: осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, Подготови ть сообщение Оформить изделие 32 33 Переплетн ые работы. Книга «Дневник путешестве нника». Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 34 Итоговый урок. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. Организовать и оформлять выставку изделий. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 26 вносить необходимые конструктивные доработки. К: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться между собой. Р: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Подготови ть сообщение Оформить изделие