Рабочая программа физико-географической направленности "Эврика".pdf

Стаж моей работы в качестве учителя физики невелик – 14 лет, но и не мал, что позволяет сделать мне вывод о
том, что для формирования научной грамотности учащихся по естественным дисциплинам необходимо изучение их в
полном объеме.
Мы, учителя, часто забываем, что знания об окружающем мире необходимо давать цельным «куском», в системе,
так как в природе не бывает чисто физических, химических или биологических явлений. Все они протекают взаимно. Да
и разделение наук о природе на физику, химию, биологию и географию тоже условно.
В проведении интегрированных физико--географических уроков и внеклассных мероприятий
межпредметного содержания. Программа кружка «Эврика» для ребят 7-8 классов составлена в соответствии с учебным
планом на основе интеграции физики и географии.
Пояснительная записка.
Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса
и основана на интеграции физики и географии.
Ведущая идея программы – показать единство природных процессов,
общность законов, применимых к явлениям
живой и неживой природы.
Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным
наукам, формированию мировоззрению учащихся.
Задачи программы – расширение знаний учащихся по физике и географии;
приобретение практических, информационных,
коммуникативных умений учащихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей
в процессе решения задач, выполнения опытов,
подготовки творческих работ;
экологическое воспитание школьников.

2

Физика - это, по сути, и есть чистая наука о природе. Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя
Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.
Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже
практикуют проведение интегрированных уроков, в которых органично сплетены физика и география. Связь этих двух
наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои
знания. Кроме того, она может стать инструментом формирования познавательного интереса у школьников к "смежной"
науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить еѐ на одном из уроков
географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.
Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С.
Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.
Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике и географии, но и
развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На
занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных
с детства явлений.
Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией,
наблюдение и опыты, игры, и другие формы, при этом активно используется наглядность, создание проблемных
ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Количество членов кружка – 15 человек, изъявивших желание.
Занятия – 1 час в неделю.
Занятия проводятся в кабинете физики или на природе.
Ожидаемый результат. К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления,
рассматриваемые в курсах физики и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться
дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами,
барометром,термометром, ареометром, анемометром и другими.
Принимать участие в викторине, подготовить доклады и
проекты.

3

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№
П/
П

1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Организационное

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

МЕТОДИЧЕСКИ

ФОРМА

ОРГАНИЗАЦИИ

ЙИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ

ФОРМА

ПРОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ДИДАКТИЧЕСКИ

ОСНАЩЕНИЕ

ПОДВЕДЕН

ПРОЦЕССА

Й

ИЯ

МАТЕРИАЛ.

ИТОГОВ

Беда.

Анкетирование.

План работы.

Выбор

занятие. Знакомство с Обзор

Выявление

Выставка

старосты

планом работы. Что

периодически

интересов, желаний,

журналов и книг.

кружка.

читать по физике и

х изданий.

возможностей.

географии.
2

Собеседование.

Состав и строение

Диалоговое

Создание проблемной Исследование с

вещества.

взаимодейств

ситуации,

помощью

ие.

иллюстративная

микроскопа

беседа.

физические

Микроскоп.

Рефлексия.

вещества.
Презентации
3

Земля- планета

Эвристическа

Изготовление из

Интернет

Проекционная

Составлени

солнечной системы

я беседа.

пластилина модель

ресурсы

аппаратура.

е схемы.

Земля
4

4

Диффузия. Роль

Чтение с

Индивидуальная

"Физика,

Презентации.

диффузии в

пометками.

работа с

человек,

Интернет

загрязнении

дополнительной

окружающая

ресурсы.

атмосферы и

литературой.

среда"

Тезисы.

водоѐмов.
5

6

Определение

Самостоятель

Парная и групповая

Коллекции

Коллекции

плотности различных

ная работа по

работа.

горных пород

минералов,

видов натуральных

исследованию

камней».

камней.

Свойства минералов.

Исследование

Просмотр.

презентации
Парная работа.

Инструкция по

Бинокулярная

Оценка

свойств

выполнению

лупа.

результата

минералов

работы.

Практическая

работы.

работа с
коллекцией
полезных
ископаемых, с
картой.
7

Морфологические
типы минералов,

Групповая работа

Коллекция
минералов.
5

кристаллы, агрегаты.
8

Где и как образуются

Лекции

минералы.

Индивидуальная

Интернет

работа

ресурсы

Презентации

Обмен
информацм

Метаморфические

ей

процессы
минералообразования
.
9

Кристаллы. Их роль в

Групповая работа .

Справочники по

Коллекция

Просмотр

природе и в жизни

физике,

кристаллов,

видеофильм

человека.

рекомендации по микроскоп.

а.

составлению
задач.
10

11

Определение

Парная работа

Инструкция по

Весы, разновесы, Результаты

плотности природных работа.

частично-поискового

выполнению

набор

материалов.

характера.

Полезные
ископаемые

Практическая

Лекция

работы.

материалов
Мультимедийны
й проектор

карта

Обсуждение
и запись

Республики Дагестан
6

12

Определение запаса

Практическая

влаги на выбранном

работа.

Групповая работы.

участке.

13

Атмосфера нашей

Инструкция по

Плотномер,

Обсуждение

выполнению

рулетка.

результатов.

Учебные

Мультимедийны

Запись

таблицы.

е

основных

работы.
Лекция.

планеты. (Строение,

Проблемность,

состав, значение).

наглядность,

презентации по

положений

Межпредметные

астрономии

лекции.

Презентации,

Обсуждение

видео сюжет

результатов.

связи с географией
14

Определение высоты

Беседа

Групповая работа

Барометр

местности над
уровнем моря с
помощью
атмосферного
давления.
15

Атмосферное

Пресс-

Межпредметные

Учебные

Барометр-

Дневник

давление и погода.

конференция

связи с географией

таблицы по

анероид.

наблюдений

(вопросы

географии.

.

учащихся –
7

учителю)
16

Сила тяжести на

Эвристическа

Установление

Справочные

Телескоп

Таблица

других планетах.

я беседа.

причинно-

таблицы по

результатов

следственных связей.

астрономии.

анализа.

Работа со
справочными
таблицами.
17

18

Сила тяжести и ее

Выдвижение

Межпредметные

Учебные

Мультимедийны

Общий

влияние на Землю.

гипотез.

связи.

таблицы

й проектор.

вывод.

«Познай себя»

Практическая

Парная работа

Инструкция по

Макет

Обсуждение

работа

выполнению.

результатов.

«Определение
ускорения
свободного
паления
камнепада»
19

Роль трения в

Доклады

Рисунки

Общий

природе

учащихся.

учащихся.

вывод.
8

20

«Мир без трения»

Самостоятель

Элементы

План сочинения.

Презентаци

ная работа

занимательности,

я

творческого

фантазийности.

сочинений.

характера –
написание
сочинения –
миниатюры.

21

Ориентирование по

Беседа

Групповая работа

местности.

Ориентирование

Компас

по местности

Общий
вывод.

различными
способами
22

Секреты соленных
озер

Лекции

Создание проблемной

Интернет

Запись

ситуации

ресурсы

основных
положений
лекции.

23

Землетрясение
классификация и

Поисковая работа

Интернет

Презентация

ресурсы
9

причины
возникновения

24

Круговорот воды.

Беседа

Групповая работа

Презентации

Повторяемость

Выступления

Наглядность,

Учебные

«Удивитель

явлений в природе.

учащихся.

интересный

таблицы.

ное рядом».

Образование дождя
25

Смена времен года

фактический
материал.

26

Изменения

Практическая

Занимательность,

Описание

Термометр, лед ,

Дневник

агрегатного

работа

практическая

опытов.

обогреватель.

исследовани

состояния вещества
27

Смена дня и ночи

направленность.
Беседа

Поисковая работа

й
Интернет

Макет земли

ресурсы
28

Магнитное поле

Лекции

земли.
29

Самостоятельная

Презентации

поисковая работа

Свойства

Практическая

Опыты с

постоянного магнита

работа

магнитами

Презентация

различной
10

формы и
размеров
30

Влияние магнитного

Подготовка

поля на изменения

проектов

Групповая работа.

климата планеты.

Список

Мультимедийны

Обсуждение

литературы с

й проектор.

полученных

указанием

знаний

параграфа.
31

Давление морских

Чтение с

Самостоятельная

Мультимедийны

глубин.

пометками.

работа по получению

й проектор.

знаний.

32

Занимательные

Опыты

опыты

Демонстрация

Мультимедийны

Общий

учителем

й проектор

вывод.

Презентация

Звания:

занимательных
опытов, объяснение
их учащимся
33

Физико-

Викторина.

Занимательные

Подготовка и

географическая

опыты.Групповая

проведение

«Юный

викторина.

работа

учащимися

знаток»

опытов, их
11

объяснение.
34

Физика у водоема.

Экскурсия.

План-вопросник.

35

Итоговое занятие.

лекция

Выставка

Презентация

проделанной

проделанной

работы за год

работы

Рефлексия

12

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
2. Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
3. «Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Составитель И.Г. Кириллова. М.:
Просвещение, 1986 год.
4. Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
5. С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1. Ф. Потури «Растения – гениальные инженеры природы». М.: Прогресс, 1979 год.
2. Ю.И. Дик, И.К. Турышева «Межпредметные связи курса физики в средней школе». М.: Просвещение,1987 год.
3. А.С. Енохович «Справочник по физике». М.: Просвещение, 1978 год.
4. Г.Р. Иваницкий «Мир глазами биофизика». М.: Педагогика, 1985 год.
5. В.Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии, биологии». М.: Просвещение,1986 год.
6. журнал «Физика в школе».

13

ЗАДАЧИ.
1. кто быстрее перемещается – аист или почтовый голубь? Скорость полета аиста 60 км/ч, а голубя – 17 м/с.
2. «Летучая рыба», которая водится в тропических водах, может лететь до 150 м. сколько времени бывает она в
полете, если летит со скоростью 25 км/ч?
3. Кета за сутки проходит вверх по Амуру 50 км. Определите среднюю скорость еѐ движения.
4. С помощью дождемера определили, что высота слоя выпавших осадков равна 6 мм. Сколько воды (по массе)
выпало на площади в 1 га?
5. Во время физической работы сердце человека сокращается 150 раз в минуту. При каждом сокращении оно
совершает работу, равную поднятию груза массой 0,5 кг на высоту 0,4 м. определите мощность, развивающую
сердцем.
6. Самые быстрые бегуны преодолевают марафонскую дистанцию в 42 км 195 м почти за 2 часа. Азиатские дикие
ослы оказались бы у цели через 45 минут. Какую среднюю скорость они развивают?
7. Гепарды – чемпионы по бегу. Они могут бежать со скоростью 110 км/ч. И такую скорость они выдерживают на
отрезке 300 м. А сколько времени?
8. Самые быстрые насекомые – стрекозы. Их скорость почти 60 км/ч. Сколько пролетит стрекоза за 1 минуту?
9. Самая быстрая бегающая птица – страус. Скорость страуса до 70 км/ч. Кроме того это выносливая птица. Сколько
пробежит страус за 30 минут?
10.Кашалот способен погружаться в воду на глубину 3000 м. какое давление на такой глубине?
11.Самое медлительное животное – это улитка. Скорость еѐ передвижения 5 м/ч. Сколько времени ей понадобиться,
что бы преодолеть расстояние в 1 км?

14

12.Самый большой вес, который поднимает человек – около 260 кг. Какую работу совершает он при подъѐме на
высоту 2,5 м?
13.Шимпанзе имеет массу около 45 кг. Каков еѐ вес?
ВИКТОРИНА.
1. Как объяснить, что мухи легко перемещаются по потолку и не падают вниз?
2. Почему конькобежцу легко катается по льду?
3. Водоросли имеют мягкий стебель. Как физика может объяснить строение водорослей? (действие выталкивающей
силы для поддержания растений в вертикальном положении меньше в воде, чем в воздухе).
4. Ребята попросили моряков рыболовецкой флотилии привезти для школьного аквариума несколько глубоководных
рыб. Выполнима ли эта просьба?
5. Почему в морской пучине всегда холодно?
6. Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, когда еѐ горлышко плотно охвачено губами.
7. Собака, поплавав в воде, встряхивается, освобождаясь от влаги. На каком физическом явлении основано это
действие животного?
8. Вспомните известную сказку «Репка». Какие силы удерживают репку в земле? (силы трения корнеплода о почву).
9. Рыбы-прилипалы имеют карманы-присоски, объѐм которых может меняться. Почему трудно рыбу оторвать от
поверхности, к которой она «прилепилась» (если отрывать рыбу от поверхности, объѐм карманов увеличивается,
давление в них уменьшается, внешнее давление сильнее прижимает присоску).
10. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?

15

11. Для чего при выполнении упражнений на снарядах ладони натирают магнезией, подошвы – канифолью? (для
увеличения силы трения, уменьшения скольжения).
12. Почему вынутую из воды рыбу трудно удержать в руках?
13. Почему высоко в горах действие суставов человека нарушаются, легко подвергаются вывихам? (с уменьшением
атмосферного давления связь между костями в суставе уменьшается).

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(234)3-17-94, +7(928) 535-57-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».